Журнал "Системы Безопасности" № 4‘2021

К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 107 Юридическая ответственность Многие вышеперечисленные факторы ока- зываются решающими при решении субъ- екта транспортной инфраструктуры о фор- мировании собственного либо привлечении стороннего подразделения транспортной безопасности. В то же время транспорт относится к числу повышенных источников опасности, угро- жающих жизни и здоровью людей, окружаю- щей природной среде, имуществу 3 . Поэтому неотъемлемым требованием к транспортной инфраструктуре и транспортным средствам является способность противостоять любым видам угроз и противоправных посяга- тельств 5 . Именно такое требование и предъ- является СТИ к привлеченному аккредито- ванному подразделению транспортной без- опасности. Хотелось бы также отметить достоинства при- влечения стороннего ПТБ с точки зрения юри- дической ответственности: l при проведении проверок контрольными и надзорными органами (в том числе Ространс- надзором, органами прокуратуры и т.д.) ответственность за действия должностных лиц подразделения транспортной безопасности несет именно юридическое лицо, с которым заключен договор; l в случае вынесения административных штра- фов за нарушения требований законодатель- ства по ТБ взыскание убытков происходит в порядке регресса; l при возникновении конфликтных и нештат- ных ситуаций с пассажирами (выявление в пассажиропотоке лиц в алкогольном или наркотическом опьянении; лиц, находящих- ся в розыске правоохранительными органа- ми; лиц, нарушающих правила проведения досмотра или правил пересечения госу- дарственной границы) руководство ПТБ несет ответственность за объективность дей- ствий своих сотрудников в рамках действую- щего законодательства, в том числе в слу- чаях применения физической силы и рас- смотрения вопроса превышения должност- ных полномочий; l при обращении граждан (согласно ФЗ-59 "О порядке рассмотрения обращений граж- дан РФ") вопросы правильности проведения досмотровых мероприятий в отношении пас- сажиров рассматриваются руководством под- разделения транспортной безопасности. Опыт привлечения ПТБ Существующие угрозы в сфере работы транс- порта и объектов транспортной инфраструкту- ры обусловливают актуальность изучения тео- ретических и практических вопросов обеспече- ния транспортной безопасности 6 . Поэтому хоте- лось бы обобщить другие преимущества при- влечения подразделения транспортной без- опасности: l объективность проведения проверок и конт- роля действий работников подразделения транспортной безопасности сотрудниками субъекта транспортной инфраструктуры, которые не связаны друг с другом трудовыми отношениями; l возможность привлечь ПТБ уже с наличием в штате аттестованных, обученных работников, имеющих необходимые опыт и навыки (при создании собственного подразделения транс- портной безопасности возрастает риск набора сотрудников без наличия опыта в обеспече- нии транспортной безопасности); l разработка организационно-распорядитель- ных документов (должностные инструкции, положение о ПТБ и др.) возложена на подраз- деление транспортной безопасности, правом субъекта транспортной инфраструктуры оста- ется проверка данных документов; l двойной контроль выполнения сотрудниками ПТБ своих должностных обязанностей (со сто- роны администрации субъекта транспортной инфраструктуры и со стороны руководства подразделения транспортной безопасности); l отсутствие необходимости лицензирования отдельных видов деятельности и внесения изменений в устав субъекта транспортной инфраструктуры; l проверка лиц на соответствие ст. 10 Феде- рального закона № 16-ФЗ (ограничения при выполнении работ, непосредственно связан- ных с обеспечением транспортной безопасно- сти) также возлагается на руководство ПТБ; l в соответствии с приказом Минтранса № 145 аккредитованное подразделение транспорт- ной безопасности лишается свидетельства об аккредитации, если в течение года соверше- ны два и более административных правона- рушения в сфере ОТБ. При этом субъекты транспортной инфраструктуры в преддверии крупных культурно-массовых мероприятий проверяются гораздо чаще отдельных аккре- дитованных подразделений транспортной безопасности. Скорость принятия решений Все перечисленное можно отнести к достоин- ствам привлечения любого ПТБ, однако важна объективность оценки в проведении такого важного мероприятия. К недостаткам привлечения стороннего ПТБ хотелось бы отнести увеличение времени на реагирование и решение отдельных задач: l применение порядка информирования и порядка реагирования, которые являются приложениями к плану ОТБ объекта транс- портной инфраструктуры; l принятие решений в рамках реагирования на нештатные ситуации (акты незаконного вмеша- тельства, выявление и задержание посторон- www.secuteck.ru август – сентябрь 2021 Специальные учения подразделения транспортной безопасности ведомственной охраны Минтранса России, Сочи Группа быстрого реагирования подразделения транспортной безопасности "Юг" П рактика показывает, что для всесторонней защиты объектов транс- портной инфраструктуры требуются большие средства, которые можно сравнить с обеспечением деятельности всей транспортной системы. Ни одна страна мира не может себе этого позволить. Сейчас просле- живается тенденция защиты отдельных объектов инфраструктуры, поз- воляющая снизить ущерб от угроз в сфере транспортной безопасности 5 Мотин В.В. Проблемы обеспечения транспортной безопасности при развитии современных информационных технологий // Транспортное право. 2013. № 2. С. 5–6. 6 Майоров В.И. Правовое регулирование деятельности подразделений транспортной безопасности // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2019. № 1. С. 35–40. 7 Рязанов Н.С. Акты незаконного вмешательства как основная угроза транспортной безопасности Российской Федерации // Сибирское юридическое обозрение. 2017. № 3. С. 131–136.

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw