Журнал "Системы Безопасности" № 4‘2021

К О М П Л Е К С Н Ы Е С И С Т Е М Ы Б Е З О П А С Н О С Т И 109 Николай Махутов Руководитель секции по безопасности Экспертного Совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, руководитель комиссии РАН по техногенной безопасности, член-корр. РАН, д.т.н., проф. Таисия Шепитько Директор Института пути, строительства и сооружений РУТ (МИИТ), почетный транспортный строитель, д.т.н., проф. Владимир Балановский Ответственный секретарь секции по безопасности Экспертного Совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, член бюро комиссии РАН по техногенной безопасности, проф. Академии военных наук Владимир Подъяконов Научный сотрудник Научно- исследовательского отдела (военно- гуманитарных исследований) Военного университета МО РФ, член секции по безопасности Экспертного Совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, член комиссии РАН по техногенной безопасности, к.и.н. Александр Стефанов Советник генерального директора ФГУП РСВО Нина Николаева Программный директор Международного форума "Технологии безопасности" Игорь Грунин Эксперт Контрольно-счетной палаты Москвы и Московской торгово-промышленной палаты, судебный строительно-технический эксперт, член-корр. АПК Илья Карабанов Председатель правления АНО "Ассоциация организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению безопасности на транспорте" В обновленной версии Стратегии нацио- нальной безопасности Российской Феде- рации, которую в июле 2021 г. подписал пре- зидент Владимир Путин, сказано, что ее реа- лизация возможна "на плановой основе путем согласованных действий органов публичной власти, организаций и институтов граждан- ского общества под руководством Президента РФ за счет комплексного применения полити- ческих, организационных, социально-эконо- мических, правовых, информационных, воен- ных, специальных и иных мер, разработанных в рамках стратегического планирования в РФ". Согласно ст. 47 данного документа достиже- ние целей обеспечения государственной и общественной безопасности осуществляется путем реализации государственной политики, направленной на решение в том числе сле- дующих задач: 1. "Повышение уровня антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, объектов жизнеобеспечения населе- ния, организаций оборонно-промышленного, атомного энергопромышленного, ядерного оружейного, химического, топливно-энерге- тического комплексов страны, объектов транс- портной инфраструктуры, других критически важных и потенциально опасных объектов" 1 . 2. "Прогнозирование влияния последствий изменения климата на состояние опасных про- изводственных объектов, гидротехнических сооружений, транспортного комплекса, объ- ектов жизнеобеспечения населения" 2 . Сценарии АНВ и типы их исполнителей в современных условиях По нашему мнению, решение обозначенных задач в части повышения уровня антитеррори- стической защищенности требует отдельного осмысления. Ментальная война способствует формированию у части населения с отклоняю- щимся поведением желание выделиться за счет проведения актов незаконного вмеша- тельства (АНВ), в том числе терактов, имею- щих широкий публичный отклик и позволяю- щих при этом остаться исполнителю в без- опасности, в тени. Проведение АНВ выходца- ми из республик бывшего СССР, часть из кото- рых вступила в ИГИЛ или осталась на терри- тории Крыма в составе "спящих" ячеек, допол- няет эту картину. Анализ сценариев АНВ пока- зывает, что они становятся более технологич- ными, носят комбинированный, гибридный характер. Существенно изменился психологи- ческий портрет нарушителя-террориста. В ходе ментальной войны, которая в настоя- щее время ведется против России, использу- ется искусственный интеллект для формиро- вания сценариев и технологий АНВ, поэтому мы сталкиваемся уже не с шахидом-одиноч- кой с самодельным взрывным устройством на теле, а с хорошо подготовленными группами террористов уровня диверсионных групп спе- циальных служб, способными замаскировать деструктивное воздействие под деструктивное воздействие природного или техногенного фактора или усилить его, воспользовавшись ситуацией. Пожар, затопление, разрушение зданий и искусственных сооружений (ИССО), в первую очередь мостов, тоннелей и гидро- технических сооружений, являются результа- том таких изощренных противоправных дей- ствий. В ходе столкновений с ИГИЛ стало ясно, как умело используют нарушители и террори- сты знание природных факторов при проведе- нии АНВ на ИССО транспортной инфраструк- туры. О масштабах проблемы можно судить по дан- ным Росстата: на конец 2014 г. в России насчи- тывается 42 тыс. автомобильных мостов и путепроводов общей протяженностью 2,1 млн пог. м и 30,5 тыс. железнодорожных общей протяженностью 993 тыс. пог. м. Только в Москве их более 300, причем без учета транспортных развязок, каждая из которых содержит в себе путепровод. Проблемы сферы обеспечения безопасности Разделение сфер обеспечения безопасности на природную, находящуюся в ведении МЧС России, техногенную – Ростехнадзора и социогенную – в ведении отраслевых мини- стерств в соответствии с федеральными зако- нами о безопасности и постановлениями Пра- вительства РФ об антитерроре, не позволяет обеспечивать надлежащий уровень безопас- ности в условиях гибридной войны. В настоя- щее время известно порядка 100 видов без- опасностей (п. 1 ст. 7 ФЗ № 184 "О техниче- ском регулировании" от 27 декабря 2002 г. с изм. на 2 июля 2021 г.), из них 20 встре- чаются постоянно, а при этом многие взаимо- связаны, например безопасность электромаг- нитных излучений с электрической (вызывают пробой и короткое замыкание), далее с пожарной и т.п. Узковедомственный подход www.secuteck.ru август – сентябрь 2021 Упреждающий характер комплексной и общественной безопасности – требование времени Современный мир быстро меняется, и изменения затрагивают вопросы безопасности государства и общества: в том числе совершенствуются сценарии исполнения актов незаконного вмешательства, появляются тенденции, новые угрозы. Для того чтобы противостоять им, необходимо четко классифицировать проблемы, вырабатывать методики совершенствования антитеррористической защищенности и активно использовать новейшие достижения науки и техники 1 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, стр. 47. 2 Там же.

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw