Журнал "Системы Безопасности" № 4‘2021
К О М П Л Е К С Н Ы Е С И С Т Е М Ы Б Е З О П А С Н О С Т И 110 (число контролирующих органов около 30) и рассмотрение изолированно каждой из них повышает риск аварий, катастроф и не позво- ляет работать на опережение. Особенно необходимо выделить проблему обеспечения безопасности зданий и ИССО как критически важных элементов инфраструкту- ры, которые должны сочетать выполнение требований по конструктивной безопасности с требованиями по инженерной укрепленно- сти в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности и про- тиводействия несанкционированному проник- новению. Применительно к зданиям и ИССО целесообразно обеспечить во взаимосвязи большое число методов противодействия как природным и техногенным факторам, так и различным видам АНВ, что невозможно реа- лизовать без системного подхода к объекто- вой (территориальной) безопасности, которая должна стать комплексной, эффективно выполняющей требования общественной без- опасности, которая, в свою очередь, является частью и одним из основных приоритетов национальной безопасности РФ. Это нашло отражение в п. 4 Концепции общественной безопасности в РФ, где под "общественной безопасностью понимается состояние защи- щенности человека и гражданина, материаль- ных и духовных ценностей общества от пре- ступных и иных противоправных посяга- тельств, социальных и межнациональных кон- фликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Требования постановлений Правительства РФ к обеспечению антитеррористической защищенности и способы их реализации Мероприятия по обеспечению антитеррори- стической защищенности объектов (террито- рий), согласно отраслевым постановлениям Правительства РФ (ПП РФ), включают меро- приятия и проектные решения, направленные на обеспечение защиты объекта от угроз тер- рористического характера и несанкциониро- ванного вторжения. На основании требований ПП РФ, с учетом степени угрозы совершения теракта и возможных последствий его совер- шения, антитеррористическая защищенность обеспечивается путем осуществления ком- плекса мер, направленных на: а) воспрепятствование неправомерному про- никновению на объект (территорию) (ограж- дение объекта, СКУД, стационарный пост охраны); б) выявление потенциальных нарушителей установленных на объекте (территории) про- пускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки совершения теракта или его совершения (круглосуточная охрана, организация досмотра); в) пресечение попыток совершения теракта на объекте (территории) (круглосуточная охрана, организация досмотра); г) минимизацию возможных последствий совершения теракта на объекте (территории) и ликвидацию угрозы его совершения (посто- янный контроль охраной территории объекта, пресечение теракта на ранней стадии). Для реализации требований ПП РФ приме- няются: l системы безопасности (охранная телеви- зионная, охранного освещения, охранно- тревожной и пожарной сигнализации, экс- тренной связи со специальными службами, контроля и управления доступом); l средства обнаружения радиоактивных, взрывчатых, отравляющих веществ, оружия, боеприпасов, наркотических средств и дру- гих опасных предметов и веществ; l технические системы, направленные на опо- вещение находящихся в здании людей о ЧС (системы вещания программ, передаваемых системами централизованного оповещения; оповещения о пожаре и управления эвакуа- цией; коллективного приема телевидения); l комплекс инженерно-технической укреп- ленности (мероприятия, направленные на усиление конструктивных элементов здания, его помещений и технических средств, обес- печивающих необходимое противодействие несанкционированному проникновению в охраняемую зону, взлому и другим пре- ступным посягательствам); l организация обеспечения информационной безопасности, исключающая несанкциониро- ванный доступ к информационным ресурсам объекта (включая специальные помещения, обеспеченные техническими средствами охранной, тревожной сигнализации и сред- ствами инженерно-технической укрепленно- сти для хранения служебной информации ограниченного доступа и работы с ней). Новые риски и угрозы и противодействие им Анализ этих требований показывает, что они являются хорошей основой для обеспечения комплексной безопасности, но не дают целост- ной картины угроз и своевременного прогноза. Опыт развития цивилизации, а особенно в последнее время пандемия и ментальная война, показали, что система комплексной без- опасности должна учитывать также природные и техногенные риски, обеспечивать эффектив- ное противодействие информационно-техниче- скому и информационно-психологическому воздействию, снижать их вероятность и/или ущерб, предотвращать "эффект домино" – цепочки последовательных, но не всегда оче- видно связанных между собой событий. Такая система с использованием универсального про- граммно-аппаратного комплекса управления на базе интеллектуальной платформы реального времени, одновременно обрабатывающая мно- жество входящих информационных потоков, распознающая в автоматизированном режиме угрозы и разрабатывающая с использованием искусственного интеллекта планы применения доступных сил и средств с их оперативным опо- вещением, должна использоваться для под- держки принятия решения в кризисных ситуа- циях, в условиях ограниченного времени и недостатка квалифицированных кадров. Первоначальное удорожание системы ком- плексной безопасности при включении в пере- чень проектных решений, направленных на обеспечение защиты объекта от угроз терро- ристического характера, а также решений по противодействию природным и техногенным факторам, по предварительным оценкам, составляет не более 10–15%. Использование достижений 4 промышленной революции для обеспечения комплексной безопасности Обеспечение комплексной безопасности с помощью наилучших практик технологии виртуальной реальности и цифровых двойни- ков основывается на концепции четвертой промышленной революции. Это внедрение киберфизических систем, цифровизация, основанная на взаимопроникновении инфор- мационных технологий и инженерно-техниче- ских систем безопасности. Применительно к комплексной безопасности необходимо сформировать киберфизическую систему, комплексирующую вычислительные ресурсы, датчики, приборы, инженерно-техническое оборудование, взаимодействующие между собой и управляемые с помощью искусствен- ного интеллекта, для прогнозирования, само- настройки и адаптации к изменениям сцена- риев проведения АНВ и моделей нарушите- лей, уязвимости объекта, вида и характера природных и техногенных факторов. Интеграция информационных потоков и совместная обработка данных от различных подсистем безопасности даст возможность заблаговременного обнаружения угроз АНВ (в том числе проводимого внутренними нару- шителями), природно-техногенной катастро- фы по совокупности косвенных признаков, скоординированных по месту и времени. Система комплексной безопасности такой конфигурации позволит собирать и анализи- ровать данные от следующих систем: l мониторинга опасных природных явлений различного происхождения; l физической безопасности (СКУД, ОПС, видеонаблюдение и видеоаналитика (CCTV), периметральная охрана); l контроля транспорта и транспортной без- опасности; l контроля промышленной и технологической безопасности; l контроля экологической обстановки; l обнаружения и противодействия беспилот- ным летательным аппаратам (БПЛА, БВС); l контроля информационной безопасности для обеспечения противодействия инфор- мационно-техническому и информационно- психологическому воздействию. Инструменты управления системой комплексной безопасности Задача управления системой комплексной безопасности представляет собой формирова- ние оптимальных, субоптимальных либо допустимых траекторий управления в про- странстве состояний и формирование имита- ционных моделей, для чего используются: l многофакторный анализ; l адаптивный прогноз стационарных, плавно изменяющихся процессов; август – сентябрь 2021 www.secuteck.ru
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw