Журнал "Системы Безопасности" № 4‘2021
предложение на рынке оборудования для био- метрической идентификации увеличилось в несколько раз. Рынок буквально наводнили недоработанные, ненадежные, преимущественно китайские системы, созданные "на коленке" из недорогого "железа" и оптики. Софт в таких системах не адаптирован к работе с российским биометри- ческими параметрами и даже в российском климате. Про безопасность данных и говорить нечего: зарубежные системы не раскрывают алгоритмы, что они делают с данными пользо- вателей, неизвестно никому. А еще такие системы часто являются "биомет- рическими" только на словах. По факту они не выполняют поставленных задач – не идентифи- цируют людей, проще говоря. Какой-нибудь лицевой терминал на поверку может оказаться просто домофоном с видеонаблюдением. Как следствие, многие потребители, впервые попробовав изделия подобного толка, разоча- ровываются в биометрии. И я могу их понять... И рад, что очень скоро ситуация на рынке кар- динально изменится в лучшую сторону. И про- изойдет это в горизонте трех-четырех лет. – Как, по вашим прогнозам, изменится рынок биометрии в ближайшие годы? – Сегодня мы видим, что государство проявляет большой интерес к биометрическим техноло- гиям и одновременно к вопросам безопасности их использования. Ведь биометрические дан- ные – те же персональные. Да, сегодня их невозможно подделать и скомпрометировать. Но и по-быстрому перевыпустить их, как пас- порт или карточку, тоже не получится, а любой инцидент с компрометацией биометрии дис- кредитирует всю отрасль. Поэтому в этом плане государство должно действовать – и действу- ет – на опережение, заранее исключая риски. Уже сегодня Минпромторг и профильные коми- теты Госдумы и Совфеда активно разрабаты- вают и принимают меры по поддержке безопас- ных решений и "выдавливанию" небезопасных. Один из самых очевидных источников рисков – применение зарубежных информационных про- дуктов. Риски, связанные с этим фактором, настолько высоки, что весной 2021 г. комитет Совета Федерации по экономической политике разработал целый перечень рекомендаций в адрес Минпромторга по поддержке отечествен- ных решений. В этом перечне есть предложения и по совершенствованию нормативно-правовой базы, и по актуализации стандартов электронной продукции, и по оказанию дополнительных мер государственной поддержки отечественной элек- тронной промышленности, в том числе в виде субсидирования части затрат на пилотные про- екты и продвижение продукции, субсидирования затрат потребителей, связанных с переходом на отечественную электронную аппаратуру, а также субсидирования разницы в цене российской элек- тронной продукции и ее иностранных аналогов на стадии продвижения на рынок. В общем, очень скоро использовать российскую продукцию станет особенно выгодно, что закономерно приведет к уходу с рынка зарубежных поставщиков. И как обычно, наряду с пряником будет и кнут: так, в правительстве обсуждается ввод прямого запрета на закупку иностранных продуктов с проприетарными решениями зарубежных пра- вообладателей, исключающих возможность работы с отечественным оборудованием на объектах критической информационной инфраструктуры по Федеральному закону № 223-ФЗ и Федеральному закону № 44-ФЗ. Логика простая: зарубежное оборудование и ПО может в какой-то момент оказаться просто несовместимым с уже установленными систе- мами либо поставки новых версий прекратятся и заказчик окажется в безвыходном положении. Чтобы предупредить этот риск, и нужен запрет. Так что каждый заказчик, который сегодня внед- ряет зарубежное оборудование, крупно рискует. Всего через пару лет стоимость такого оборудо- вания может вырасти в несколько раз (а в сравнении с отечественными решениями смотреть на эти цены будет особенно больно). Очень вероятны и перебои с поставками, и труд- ности с обслуживанием. А на объектах критиче- ской информационной инфраструктуры и вовсе придется заменить всю систему целиком. Я часто напоминаю, что внедрение СКУД – это долгосрочный проект. При правильном выборе он будет приносить пользу и экономить деньги много лет: выявлять недобросовестных работ- ников, контролировать аутстафферов, сокра- щать ФОТ. Так что при реализации такого про- екта заказчик должен мыслить стратегически. Стоит ли рисковать, играя вдолгую? – Это прогнозы. А выполняет ли государство свою функцию регулятора рынка сегодня? – Самые первые крупные шаги в направлении импортозамещения уже сделаны: это разработ- ка и принятие 719-го и 878-го правительствен- ных постановлений – документов, которые, по сути, определяют ключевые стандарты и требо- вания регулятора к биометрическим системам, применяемым в России. В постановлении № 719 содержится перечень критериев, подтверждающих факт производ- ства промышленной продукции на территории РФ. Сертификация по 719-му постановлению гарантирует, что устройства и все их компонен- ты изготовлены российскими поставщиками. Постановление № 878 – это история про Еди- ный реестр российской радиоэлектронной про- дукции. Включение в реестр подтверждает, что оборудование удовлетворяет требованиям Минпромторга к отечественной продукции. Ввод этих документов показывает, что скоро вся российская радиоэлектронная промышленность перейдет на новый этап своего развития, этап, на котором приоритет получат ответственные российские поставщики, а иностранные ноунейм-решения и коллаборации постепенно уйдут с рынка в силу невостребованности. Поставщик, оборудование которого прошло сертификацию по 719-му постановлению и включено в реестр, – это безусловный флагман импортозамещения, и именно его решения стоит использовать на стратегических объектах. – Какие еще тренды вы как эксперт видите сегодня в отрасли? – Любые другие тренды – следствие масштаб- ного поворота к качественной российской био- метрии. Рынок становится цивилизованнее, заказчики становятся образованнее: не доверяют громким маркетинговым обещаниям, реализуют пилот- ные проекты и проверяют эффективность систем на нагрузочном тестировании. Вендоры, которые могут обеспечить такой сервис, в итоге выигрывают в конкурентной борьбе. Еще одно следствие – интерес к глубоким интег- рациям и многофункциональным системам. Сегодня грамотный заказчик понимает, что био- метрический терминал – это не какая-то "вещь в себе", а часть сложной инженерной системы, и он должен быть органично в нее встроен. Биометрическая СКУД, видеонаблюдение и видеоаналитика, ОПС, учет рабочего време- ни – все эти системы должны работать слажен- но и осмысленно, а в идеале представлять собой минимальное число многофункциональ- ных систем. Подумайте, зачем нужно видеонаблюдение, если записи отсматривают только в случае ЧП? Зачем нужна СКУД, если злоумышленник может просто похитить RFID-карту? Для чего нужен установленный на сквозняке термосканер или рамка металлодетектора, в случае поломки которой все просто ходят мимо? Дикие и странные решения, которые мы наблю- дали раньше, уходят в прошлое. И это тоже очень хороший тренд. n www.secuteck.ru август – сентябрь 2021 БИОМЕТРИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ С И С Т Е М Ы К О Н Т Р О Л Я И У П Р А В Л Е Н И Я Д О С Т У П О М 67 Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw