Журнал "Системы Безопасности" № 4‘2021

О Х Р А Н Н А Я И П О Ж А Р Н А Я С И Г Н А Л И З А Ц И И . П О Ж А Р Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь 79 Второе и третье направления в области норма- тивной документации как раз нацелены на мероприятия по защите от шума. Таким образом, из трех направлений сколько- нибудь применимой к вопросу оценки уровня шума для выполнения акустических расчетов систем оповещения является часть нормативной документации, посвященная оценке уровней шума на территории. Стандарты оценки уровня шума Основными документами, связанными с оцен- кой уровней шума на территории, являются: l межгосударственный стандарт ГОСТ 23337– 2014. Шум. Методы измерения шума на селитебной территории и в помещениях жилых и общественных зданий 4 ; l свод правил СП 51.13330.2011. Защита от шума. Актуализированная редакция СНиП 23–03–2003 5 ; l межгосударственный стандарт ГОСТ 31295.2–2005. Шум. Затухание звука при распространении на местности. Часть 2. Общий метод расчета 6 ; l национальный стандарт Российской Федера- ции ГОСТ Р 53187–2008. Акустика. Шумовой мониторинг городских территорий 7 ; l межгосударственный стандарт ГОСТ 30457– 97. Акустика. Определение уровней звуковой мощности источников шума на основе интен- сивности звука 8 . Все вышеперечисленные документы направле- ны на оценку уровня шума и методы снижения его интенсивности и негативного воздействия на человека. При этом основная цель монито- ринга комплексного воздействия шума различ- ного происхождения состоит в составлении оперативных шумовых карт, выявлении на них зон акустического дискомфорта и реализации мероприятий по их локализации и защите насе- ления от шума. Для этого определяется уровень шума в анализируемой точке или точках и его значение сопоставляется с нормой для опреде- ления необходимости выполнения шумозащит- ных мероприятий. В отношении систем оповещения населения нет задачи снизить шум, напротив, нужно превы- сить его уровень полезным сигналом на задан- ную величину, которая определена действую- щей нормативной документацией в размере 15 дБА 3 . Следует отметить, что большинство под- ходов к измерению и обработке результатов об уровне шума можно применить лишь частично. Приведем пример. Для оценки уровней шума на границе селитеб- ных территорий измерения проводятся в трех точках, расположенных на ближайшей к источ- нику шума границе площадки (вне звуковой тени) и в центре площадки. А при исследовании шумового загрязнения, оказываемого про- изводством, – на границе санитарно-защитной зоны промышленного предприятия. Одним из основных и существенных ограничений мето- дов измерения шумов при защите от шума также является то, что суть измерений сводится к измерению уровней шумов точечных источни- ков. Этот подход в большинстве случаев не при- меним к шумам, образованным более чем одним источником шума или источником шума, имеющим протяженную структуру (технологи- ческие и транспортные сооружения, предприя- тия и т.д.). Следует помнить, что при акустиче- ском расчете зоны охвата системы оповещения не стоит задача выявления источников шума, а важен лишь факт фиксации уровня шума в каж- дой конкретной точке измерений. Тем не менее раздел 6.1 ГОСТ 23337 4 допускает выбор измерительных точек и на других участ- ках селитебной территории в зависимости от целей измерения, что позволяет не идти враз- рез с требованиями нормативной документа- ции, ведь необходимая плотность сетки точек, используемых при картографировании уровней шума, зависит от цели картографирования. Чем чреваты ошибки в расчетах Для выполнения акустического расчета с задан- ной точностью необходимо предотвратить ошибки, при которых плотность точек измерен- ного уровня шума будет недостаточной. Ошиб- ка в расчетах при недостаточной плотности точек измерений шумов состоит в том, что рас- чет зоны адекватной идентификации информа- ции с заданным превышением уровня сигнала над уровнем шума будет производиться по ограниченному числу точек, зачастую не отра- жающих изменение уровня шума в пределах расчетной зоны адекватной идентификации информации. Если для расчета будет выбрана точка с уровнем шума ниже средней по зоне, то расчетная зона адекватной идентификации информации будет больше реальной, и наобо- рот. В первом случае это приведет к недостаточ- ному охвату населения техническими средства- ми оповещения, а во втором – к чрезмерному количеству оконечных средств оповещения, что скажется на увеличении стоимости создания и эксплуатации систем оповещения населения. Проблемы при составлении карты шумов Для составления карты шума нормативной документацией рекомендуется выбирать плот- ность измерительных точек из условия, что раз- ность измеряемых величин в соседних точках не превышает 5 дБА. Для целей оповещения использование такого норматива вызывает как минимум некоторые проблемы. Одна из них: 5 дБА – достаточно весомая величина для того, чтобы допустить существен- ную ошибку в расчете зоны адекватной иденти- фикации информации. Рассмотрим усреднен- ный показатель зоны охвата для рупорного громкоговорителя мощностью 100 Вт с SPL 114 дБ. Разница площадей зон адекватной иденти- фикации информации для такого громкогово- рителя при уровне шума 55 и 60 дБа различа- ется более чем в три раза. При тех же условиях разница в 1 дБ в уровне шума обусловливает различие в площади покрытия в 1,25 раза. Оче- видно, что такая точность не позволяет произве- сти с приемлемым качеством ни оценку эффек- тивности топологии оконечных устройств опо- вещения, ни расчет процента населения, про- живающего в границах зоны действия техниче- ских средств оповещения. Нормативная доку- ментация допускает решение вопроса увеличе- ния плотности точек измерений методом экс- траполяции. При этом экстраполяцию часто применяют, чтобы оценить уровень звукового давления в местах, отличных от тех, где прове- дены измерения, но имеющих сходные внеш- ние воздействующие факторы. Однако приме- нение экстраполяции является обычным, когда остаточный шум не позволяет измерить шум источника, например при оценке шума машин. При этом следует помнить, что применение экс- траполяции имеет ряд ограничений: невозмож- ность ее использования в условиях городской застройки ввиду наличия большого количества источников шума, отражающих и ограничиваю- щих распространение звуковых волн конструк- ций и поверхностей, а также существенное влияние на результат экстраполяции метеоро- логических условий. Выполнение расчета под- разумевает использование параметров метео- рологического окна, что при большом количе- стве данных, необходимых для его расчета, весьма существенно снижает выигрыш в трудо- затратах от применения экстраполяции. Таким образом, наиболее точную картину по шумовой обстановке дает процесс непосред- ственного измерения уровней шумов на иссле- дуемой территории с заданной плотностью. 2 метода измерения уровня шумов При оценке шумовой картины исследуемой тер- ритории следует придерживаться следующей последовательности. Начать нужно с измерения уровня шума для расчета минимального, но достаточного звуко- вого давления, создаваемого средствами опо- вещения на территории зоны уличного опове- щения. При отсутствии подтвержденных данных об уровне шума необходимо произвести его измерение для формирования картографиче- ской сетки. Измерение уровней шумов может проводиться с применением двух методов: 1) снятие сетки шумов; 2) снятие карты шумов. Снятие сетки шумов предполагает формиро- вание на плане территории регулярной сетки с определенным шагом, узлы которой опре- деляют точки измерения уровней шумов. Расстояние между узлами сетки шумов назы- вают шагом сетки, его величину выбирают с учетом характеристики территории. При однородном и невысоком (до 45 дБ) уровне шума на территории шаг сетки может состав- лять от 100 до 250 м. При неоднородном или высоком (более 45 дБ) уровне шума шаг сетки целесообразно уменьшить до величи- ны от 50 до 150 м. Результатом определения шага сетки и нанесения ее на подоснову зоны уличного оповещения является сетка шумов. www.secuteck.ru август – сентябрь 2021 О сновная цель мониторинга комплексного воздействия шума различ- ного происхождения состоит в составлении оперативных шумовых карт, выявлении на них зон акустического дискомфорта и реализации мероприятий по их локализации и защите населения от шума

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw