Журнал "Системы Безопасности" № 4‘2021

О Х Р А Н Н А Я И П О Ж А Р Н А Я С И Г Н А Л И З А Ц И И . П О Ж А Р Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь 81 В ХХI веке упомянутые постулаты актуальны для организаций, осуществляющих свою деятельность по многим лицензируемым в области СППЗ направлениям, по ряду причин: l текучка персонала в структурах организаций приводит вновь прибывших работников к необходимости изучения технических средств (ТС) СППЗ зачастую с нуля при сильном недо- статке времени – цейтноте; l на обслуживании находится разнообразная линейка различных по назначению и функ- ционированию систем, устройств и ТС СППЗ; l в организациях практически исключена воз- можность формирования групп, "заточенных" на конкретную систему, вследствие чего остро встает потребность в специалистах широкого профиля; l несвоевременно вносятся изменения в экс- плуатационную документацию после выпол- нения работ, особенно устранения неисправ- ностей; l согласно требованиям [2], резко увеличилось количество специалистов в организации, кото- рые в обязательном порядке должны прохо- дить обучение не реже одного раза в пять лет. Постулат №1. Nota Bene Начнем рассмотрение постулатов с известной ленинской отметки NB! – "Обратить внимание". Что происходит на практике? Конечно, это бег- лое просматривание технической документа- ции. При наличии опыта можно встретить и выборочное чтение. Но оба подхода все равно приводят к повторному (и даже к сплошному) чтению, чтобы уяснить сведения, которые не были разобраны или замечены в первый раз. Вот здесь и пригодятся отметки NB!, которые не упустят ни один из многочисленных возникших вопросов. А если эти отметки снабдить запися- ми мыслей или краткой формулировкой самих вопросов, то цены им не будет. Пример: из паспорта на дымовой оптико-элек- тронный адресно-аналоговый радиоканальный извещатель узнаем, что в нем установлены две литиевые батареи – основная и резервная. Состояние обеих батарей контролируется сле- дующим образом: l в случае разряда любой из них – индикация с помощью встроенного светодиода; l передача информации об этом событии на приемно-контрольное устройство. Пытливый ум "вождя", прочитав эту маленькую выдержку из текста, сразу бы сделал отметку NB! по двум вопросам: 1. Почему разработчики извещателя не удо- сужились упомянуть, что в процессе возник- новения такой ситуации переключение с основной батареи на резервную происходит в автоматическом режиме? Вопрос, обяза- тельный к уточнению для обслуживания извещателя. 2. Какова техническая реализация переключе- ния двух параллельно работающих батарей, которые в процессе работы отключены друг от друга? Вопрос для пытливых умов специалистов с опытом работы. Постулат №2. "Решай прямые и обратные задачи" Вторым основополагающим постулатом являет- ся умение решать как прямую, так и обратную задачу. К такому уровню своей деятельности приходит карьерно ориентированный (в хоро- шем смысле слова) и/или амбициозный спе- циалист в процессе эксплуатации ТС СППЗ. Для этого этапа характерно систематическое повсе- дневное повышение общего и специального развития (уровня), а в работе, как следствие, появляются: l активная проработка эксплуатационной доку- ментации; l систематизация наработанного материала; l критическое несогласие с разработчиками ТС по ряду технических решений и/или описа- нию этих решений в сопроводительной доку- ментации на ТС; l разнообразие путей поиска ответов на "мучи- тельные" вопросы. Рассмотрим пример некоторых "генерируемых" с избытком вопросов этого этапа. Прямая задача Предположим, что габаритные размеры выше- упомянутого извещателя 110x54 мм. Нужно ли их учитывать при установке центра извещателя на стене по условиям эстетики на расстоянии 200 мм от 3-метрового потолка квартиры в свете выхода нового свода правил СП 484.1311500.2020? Обратная задача Эстетика интерьера квартиры требует устано- вить дымовой радиоканальный пожарный извещатель на стене так, чтобы его центр рас- полагался на расстоянии 200 мм от потолка. Какие дополнительные данные нужны для решения этой задачи в свете требований того же СП и возможно ли такое решение? Постулат №3. "Теория без практики мертва" Третий основополагающий постулат опирается на изречение великих людей "Теория без прак- тики мертва". Все прочитанное, усвоенное, систематизированное необходимо проверить на практике. К примеру, известно, что входное сопротивле- ние тепловых максимальных извещателей в дежурном режиме очень мало, а при сраба- тывании извещателя скачкообразно увеличива- ется. При этом с ростом числа сработавших извещателей в проводной линии связи (ЛС) ее напряжение возрастает (NB! В [1] термина "шлейф сигнализации" нет). Специалист ОПС обязан: l уметь измерять напряжение ЛС; l убедиться в увеличении напряжения в ЛС при срабатывании извещателей; l выяснить зависимость между уровнем напря- жения в ЛС и количеством сработавших изве- щателей. На это мне сразу "прилетит ответочка": а как это сделать, если все системы находятся на "бое- вом" дежурстве и эксперименты запрещены? Могу рекомендовать только одно: иметь в наличии в обслуживающей организации один исправный стенд-комплект системы. Проведе- ние экспериментов во время пусконаладочных работ довольно проблематично. Пример: пульт системы зафиксировал переход пороговой тепловой ЛС в состояние "Внима- ние". Система видеонаблюдения не подтвер- ждает индикацию события сигнальным всера- курсным светодиодом извещателя. В зоне раз- мещения извещателя присутствуют вредные и/или опасные производственные факторы. Вопрос: пригодятся ли навыки измерения напряжения шлейфа в данной ситуации? Поло- жительный ответ очевиден. www.secuteck.ru август – сентябрь 2021 Андрей Мамулин Преподаватель Информационно- Консультационного Комбината Охраны Труда (Санкт-Петербург) 4 незыблемых постулата при изучении автономных автоматических установок пожаротушения и не только Отличие стиля предлагаемой статьи от присущего журналу обусловлен тактической задачей по привлечению внимания читателя. Автор не навязывает свою точку зрения и тем более не пытается кого-то поучать. Стратегическая задача материала – это настойчивое напоминание и рекомендуемое внедрение основополагающих посту- латов советской педагогики в повседневную практическую деятельность специали- стов систем пожарной сигнализации (СПС) и систем пожарной автоматики (СПА), входящих в систему противопожарной защиты объекта (СППЗ) [1]

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw