Журнал "Системы Безопасности" № 4‘2022

С О Б Ы Т И Я 6 – Виктор Евгеньевич, каким образом в аэропорту Шереметьево реализуется выполнение требований федерального законодательства в области обеспечения транспортной безопасности? Применяет ли аэропорт при этом какие-то инновацион- ные подходы? – Международный аэропорт Шереметьево является флагманом отрасли в сфере цифрови- зации и внедрения передовых технологических решений, в том числе в области обеспечения транспортной безопасности. Одно из инновационных решений, которое успешно применяется в аэропорту уже несколь- ко лет, – интеграционная информационная платформа NEST. Эта система обеспечивает опе- ративную передачу информации со всех дей- ствующих технических средств обеспечения безопасности в пункты управления обеспечени- ем транспортной безопасности Южного и Северного терминальных комплексов аэропор- та. Сейчас функционал платформы расширяется в направлении возможного применения техно- логий искусственного интеллекта. Еще одним нововведением, которое проходит тестирование, является система интеллектуаль- ного видеонаблюдения, позволяющая в автома- тическом режиме распознавать проносимое на территорию аэропорта оружие в поле зрения видеокамер. Этот алгоритм после апробации будет внедрен в общую систему видеонаблю- дения. Работает он так: по факту обнаружения подозрительного объекта система формирует тревожное событие, которое влечет реакцию на него сотрудников подразделения транспортной безопасности. Это нововведение станет важным шагом в процессе автоматизации обеспечения транспортной безопасности (ОТБ). Сегодня в существующей технологии не хватает машин- ной алгоритмизации для автоматического выявления событий и окончательное решение по поступающим тревожным сообщениям из системы принимает оператор. Аэропорт Шереметьево постоянно модернизи- рует спектр имеющихся в арсенале средств видеонаблюдения по мере появления на рынке новых моделей. В этом году мы протестировали систему распознавания лиц, аналог которой работает в международном аэропорту Бен- Гурион в Тель-Авиве, Израиль. Эту программу мы планируем использовать при составлении трекинга нарушителя на территории аэропорта через технологию псевдоопознавания "свой- чужой". Система действует следующим обра- зом: специальная метка зашивается в пропуск RFID, территория аэровокзального комплекса оборудуется считывателями данных меток. Далее программа строит траекторию движения предполагаемого нарушителя, используя био- метрические данные из системы контроля и управления доступом (СКУД) и системы видеонаблюдения, а также датчиков движения и считывателей СКУД. Была протестирована и возможность постройки прогноза направления движения подозритель- ного объекта на территории аэропорта Шере- метьево. Это необходимо для того, чтобы дер- жать нарушителя под контролем и оперативно маршрутизировать группу быстрого реагирова- ния. В результате тестирования мы поняли, что построение прогноза через датчики движения и считыватели RFID-метки – это дорого и пока не очень эффективно, поэтому пошли по пути построения трекинга нарушителя на основе видеоаналитики. Протестировав систему на наших видеокамерах с небольшим углом обзо- ра, мы получили неплохие результаты. Порядок распознавания дошел до 90% даже с учетом неполного обзора, например, если на лице потенциального злоумышленника маска. В Шереметьево успешно прошло тестирование радиолокационной станции обзора контроли- руемой зоны для поиска нарушителей, кото- рые оказались внутри периметра аэропорта. Апробация не только показала положительные результаты работы системы, но и продемон- стрировала возможность ее применения для охраны воздушных судов посредством обозна- чения виртуального периметра стоянки. Пока реализация этой инновации приостановлена: производителю оборудования необходимо согласовать с ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" порядок использования определенных частот во избежание помех и возникновения сбоев в работе бортового оборудования воздушных судов. После проведения необходимых иссле- дований мы планируем запустить данную функцию. – Есть ли среди перечисленных технологий системы отечественного производства? – Все новые разработки, о которых шла речь, предоставлены исключительно российскими компаниями. Вопрос об импортозамещении перед АО "МАШ" не стоит, поскольку уже в течение нескольких лет мы поэтапно переходим к использованию отечественных систем. Используемые в аэропорту сложные досмотро- вые системы, такие как рентгенотелевизионные интроскопы, томографы, все импортного про- изводства, но исключительно ввиду их конку- рентного преимущества по техническим и экс- плуатационным характеристикам. Данное обо- рудование является рекомендованным со сто- роны ИКАО (Международной организации гражданской авиации) и отвечает всем необхо- димым требованиям в области обеспечения авиационной безопасности. В случае использо- август – сентябрь 2022 www.secuteck.ru Виктор Ермаков Заместитель генерального директора по безопасности АО "МАШ" Виктор Ермаков: "Для обеспечения безопасности в Международном аэропорту Шереметьево используются самые передовые технологии" О том, как построен процесс обеспечения транспортной безопасности в крупнейшем аэропорту России и одном из ведущих хабов Европы, рассказывает заместитель генерального директора по безопасности АО "МАШ" (Международный аэропорт Шереметьево) Виктор Ермаков

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw