Журнал "Системы Безопасности" № 4‘2022

С О Б Ы Т И Я 7 вания иного оборудования Шереметьево как международный аэропорт должен применять дополнительные меры ОТБ для организации полетов в другие государства. Это было бы обременительно как для нас, так и для авиа- компаний. К сожалению, сложного досмотрового обору- дования отечественного производства, пол- ностью соответствующего импортному, на рынке пока не представлено. Существующие разработки, которые тестировались у нас, по техническим параметрам все же уступают ино- странным, в том числе по такому важному пара- метру, как наработка на отказ часов. Ведь мы заинтересованы в том, чтобы оборудование работало больше, чем простаивало. В настоя- щий момент технические средства обеспечения транспортной безопасности (ТСОТБ), исполь- зуемые в аэропорту Шереметьево, большую часть времени эксплуатируются, останавливаясь только на проведение плановых регламентных работ. – Каким образом модернизируются уже действующие в аэропорту системы ОТБ? – Важное направление – оптимизация нашей деятельности в области ОТБ. К примеру, в зоне предполетного досмотра в Терминале С внед- рена уникальная для Российской Федерации автоматизированная система досмотра ручной клади пассажиров. Лотки с вещами автомати- чески сортируются на две параллельные линии – "чистую" и линию ручного досмотра. Анализ изображений ручной клади, передавае- мых с интроскопов, проводится компьютером и инспекторами в отдельном операционном зале. По этому же принципу мы планируем организовать работу в Терминале В на предпо- летном досмотре внутренних авиалиний. Изоб- ражения, полученные с интроскопов, будут передаваться для обработки в уже существую- щую операторскую в Терминале С. Благодаря этому решению мы обеспечиваем соблюдение необходимых требований по охра- не труда, поскольку деятельность сотрудников на технических средствах обеспечения транс- портной безопасности с рентгеновским излуче- нием предполагает определенный сменный режим с частыми перерывами. Кроме того, исключается непосредственный контакт опера- тора с пассажирами и потенциальные отвле- кающие факторы. – Возможно ли будет в результате внедре- ния систем искусственного интеллекта в работу оборудования полностью исклю- чить деятельность инспектора по досмотру? – Полностью исключить работу инспектора из этого процесса не удастся. При работе всех существующих автоматизированных систем, в том числе на предполетном досмотре, на досмотре багажа, окончательное решение так или иначе принимает оператор. Он либо под- тверждает предположение машины относитель- но подозрительного объекта, либо снимает присвоенное подозрение, а возможно, назна- чает свое. Автоматизированные системы скорее являются вспомогательным инструментом для обеспечения транспортной безопасности. – Как организовано техническое обслужи- вание ТСОТБ в аэропорту Шереметьево? Учитывается ли при выборе технических средств последующая стоимость обслужи- вания оборудования, запасных частей, рас- ходных материалов? – В этом вопросе мы придерживаемся ком- плексного подхода. ТСОТБ, работающие на тер- ритории аэропорта Шереметьево, преимуще- ственно производства немецкой компании Smiths Heimann GmbH. Это надежное, эффек- тивное оборудование с хорошим выбором по моделям и составу. Его технические характери- стики также полностью соответствуют нашим запросам. Обслуживание ТСОТБ проводится как специалистами российского представительства компании, так и инженерно-техническими под- разделениями АО "МАШ", которые выполняют несложные формы ремонтных работ и техниче- ского сервиса. С недельными и месячными рег- ламентами наши сотрудники справляются впол- не успешно. Более сложные операции, включая перенастройку, проверку, тяжелый ремонт, осу- ществляет подрядная организация. С поставка- ми оборудования также нет трудностей. В марте этого года мы получили большую партию ТСОТБ, которые будут установлены в Терминале В также силами подрядной организации. Важно понимать, что вопросы обеспечения транспортной безопасности не должны зави- сеть от международных отношений или каких- либо конфликтов между государствами. Это общемировая проблема, связанная с безопас- ностью граждан любой страны – потенциаль- ных пассажиров воздушного транспорта. Дан- ный вопрос лежит вне политики. Поэтому мы не ожидаем сложностей или ограничений на поставки иностранного оборудования. Если трудности и возникнут, то, скорее всего, они будут связаны с логистикой. Тогда при выборе поставщика мы будем исходить не только из требований к техническим характеристикам и качеству обслуживания оборудования, но и к срокам его поставки. – Представители некоторых аэропортов просят разрешить использовать иностран- ное досмотровое оборудование после истечения срока службы из опасения, что не смогут его заменить на идентичное по характеристикам в условиях санкций и будут вынуждены перейти на ручной досмотр пассажиров. На ваш взгляд, суще- ствует ли такая проблема? – Проблема использования иностранного досмотрового оборудования после истечения сроков годности, на мой взгляд, не актуальна. Например, досмотровое оборудование, уста- www.secuteck.ru август – сентябрь 2022 Биометрические турникеты для прохода в зону предполетного досмотра Терминала В Вход в зону предполетного досмотра Терминала В

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw