Журнал "Системы Безопасности" № 4‘2022

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 25 докладчиками, сколько со смартфонами в карманах слушателей. Создатели приложе- ний, браузеров и мессенджеров прекрасно понимают механизмы выработки дофамина в мозгу пользователя и делают все, чтобы выиграть в конкуренции за ваше внимание. все эти притягательные функции смартфона конкурируют также и со средой умного горо- да. Приобретая ваш новый продукт, пользо- ватель переключается на него с существую- щего. Это понимание очень важно для гра- мотных коммуникаций с потребителем и для разработки. Что определяет выбор потребителя? Существует схема, позволяющая оценить то, что может заставить потребителя выбрать ваш город, ваше решение, ваш продукт. Схема состоит из аргументов за и против. вам нужно понять, какое у того жителя, которого вы хотите привлечь, есть недовольство в том городе, в котором он живет, в чем для него притягатель- ность нового решения вашего города, его кон- цепции, идеологии и продуктов, которые в нем находятся. важно также определить те барьеры, которые тормозят его в желании переехать к вам, даже, если это просто тревога, боязнь нового и неизвестного или привязанность к тому, что у него есть. Эти барьеры серьезнее, чем кажутся на первый взгляд. Посчитано, что должно быть 10-кратное ощущение от возмож- ной пользы и ценности нового продукта, чтобы потребитель перешел с текущего на новый. Это очень важный вызов для современных сити- менеджеров. Какой бы умный город вы ни соз- дали, не поняв истинных ценностей потенци- альных жителей, ваш город может остаться невостребованным у той аудитории, на которую вы рассчитываете. Качественное исследование – залог успеха Прежде всего вам нужно определиться с кон- цепцией города и с тем, кого вы хотите при- влечь в город с подобной концепцией. Сделать идеальный город для всех практически невоз- можно. Причем портрет потенциального жите- ля или групп жителей должен быть максималь- но детальным: его возраст, семейное положе- ние, привычки, сфера деятельности, расписа- ние, интересы и стремления, проблемы, а также то, что удерживает его в текущем месте проживания. города могут быть индустриальными, для креа- тивного класса, студенческие города, экогоро- да, города и районы для молодых семей. урба- нисты часто приводят в пример Иркутск и Иркутскую область с их большим количеством вырабатываемой электроэнергии и с хорошими коммуникациями. Эти особенности позволили привлечь майнеров, став для них эксклюзивной локацией. администрация Иркутской области, поняв нишу, научилась создавать для них нуж- ные условия. Регион стал центром майнинга в России и не только. Качественное глубинное интервью с потенци- альными потребителями продукта, портрет которого более или менее понятен, исходя из концепции города, не должно проводиться с помощью а/Б-тестов. важны открытые вопро- сы, оценка эмоционального состояния опраши- ваемого. Обратите внимание: если вы оплачи- ваете участие в опросе или проводите какой-то фуршет, вы должны быть уверены, что это не влияет на характер ответов, иначе весь подход окажется бессмысленным. Этапы клиентоцентричной разработки продукта Такие задачи благоустройства, как смена плитки на новую или замена поврежденного огражде- ния, не требуют специальных коммуникаций с потребителем, особенно если жители никогда не интересовались качественно новыми альтер- нативами. Разработка решений, которые способны увлечь за собой понимающих и искушенных пользова- телей, идет по принципиально другому сцена- рию. Разработку клиентоориентированного продукта в целом можно разделить на следую- щие этапы: 1. Поиск и изучение клиентов: исследование и сегментирование аудитории, валидация про- блемы, выявление барьеров и драйверов. 2. верификация продукта клиентами. на этом этапе создается предварительный MVP (мини- мальный жизнеспособный продукт) и тестиру- ется на группе 20–30 человек. Оценив итоги обратной связи, группа разработчиков получает дополнительное техническое задание, и разра- ботка продолжается или корректируется. Подобных циклов должно быть несколько, пока вы не получите положительный. например, интересующие вас группы людей начнут пере- езжать в ваш город. 3. Интеграция. масштабирование продукта в текущие сервисы. 4. Построение PR-кампании, поддерживающей продукт. зная вашего потенциального потреби- теля, важно выбрать правильный канал комму- никации, иногда совершенно нестандартный. Так, в моей практике банк создал прекрасный лизинговый продукт для фермеров, который не продвигался успешно, пока не был найден пра- вильный канал коммуникации – местные отрас- левые газеты. Современная клиентоориентированная разра- ботка, как правило, строится на agile-концеп- ции 1 , на нее в своих бизнес-процессах уже перешли многие компании. Она также приме- нима и в разработке продуктов для умного города. Agile-концепция делает процесс разра- ботки гибким, продукт на каждом этапе све- ряется с потребностями клиента – потенциаль- ного жителя, представителя той целевой ауди- тории, которую вы себе выбрали. Ключевым моментом для выбора agile-подхода становится согласование его выбора с акционе- рами/заказчиками. для строительства дорог, дамб, инженерных сетей вполне подойдет стан- дартный "водопадный" подход со спуском решений сверху с последующим контролем полученного результата. для новых продуктов, создающихся для постоянного взаимодействия с пользователем, важен agile-подход, но заказ- чик должен быть готов к тому, что итоговый продукт будет отличаться от первоначально намеченного. грамотно разработанный инновационный кли- ентоцентричный продукт для умного города не может не стать успешным, ведь: l классные компании думают о своих пользо- вателях; l очень классные компании думают о пробле- мах и потребностях своих пользователей; l инновационные компании думают о пробле- мах и потребностях своих пользователей и о тех, кто пока не использует их продукт. И это только часть решений, хоть и обязатель- ных, которые необходимо использовать совре- менному сити-менеджеру, если он хочет, чтобы его город побеждал в конкуренции за жителей в условиях высокой мобильности населения. При каждом городе нужно создать свой либо подключиться к существующему SmartCity экс- пертному центру, который сможет разрабаты- вать комплексную, взвешенную, ориентирован- ную прежде всего на стратегически важные сег- менты жителей стратегию развития города. n www.secuteck.ru август – сентябрь 2022 СПЕЦПРОЕКТ ИнТЕллЕКТуальныЕ ТЕхнОлОгИИ в ЖКх. авТОмаТИзаЦИя зданИй Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru Верификация продукта клиентами 1 Agile – гибкая модель разработки. Изначально она была направлена на разработку программного продукта и была основана на принятом Манифесте программной разработки и 12 принципах, лежащих в ее основе. Сейчас модель применяется для работы с проектами разных типов.

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw