Журнал "Системы Безопасности" № 4‘2022
S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 27 матизированному сбору показаний приборов учета лежат на стыке компетенций пяти групп проектировщиков, ответственных за разделы проекта по слаботочным сетям, электро-, водо-, тепло- и газоснабжению здания. И только помощь специалистов поможет вам правильно и без ошибок спроектировать систему аСКуЭ. – Какие нормативные акты определяют правила и требования к интеллектуальному учету ресурсов? Достаточны ли эти меры? – учет электроэнергии (мощности) розничного сегмента на данный момент регламентируется 522-Фз "Об интеллектуальных системах и при- борах учета электроэнергии (мощности)" и ПП № 890, конкретизирующим функциональные и технические требования к аИИС КуЭ и умным электросчетчикам. Если коротко, то эти норма- тивные акты фиксируют обязанность энерго- снабжающих организаций иметь систему аИИС КуЭ и устанавливать потребителям исключи- тельно умные счетчики. Сроки наступления административной ответственности за неиспол- нение этих требований по объективным причи- нам неоднократно переносились. в первона- чальном варианте это был конец 2020 г., сейчас 2023 год. но процесс идет, проделан огромный объем работы, и его завершение в 2023 г. видится реальным. в отношении автоматизированного учета иных энергоресурсов нормативное законотворчество пока ограничивается декларацией положений проекта Стратегии развития строительной отрасли и ЖКх до 2030 г. Правда, на днях мы услышали об инициативе минстроя (проект постановления Правитель- ства РФ разослан профильным министерствам) по аналогии с 522-Фз ввести обязательную установку умных тепло- и водосчетчиков. не берусь судить, удачный ли выбран момент для столь широкомасштабного проекта, ФаС уже выступила против, но если не сейчас, то в обо- зримой перспективе умный счетчик обязатель- но станет обыденным прибором, без которого мы не сможем представить себе учет энергоре- сурсов. – Повлияли ли на рынок АСКУЭ в России санкционные ограничения? Как именно? Способны ли АСКУЭ отечественных про- изводителей полностью заменить зарубеж- ные? – в отношении ПО, конечно, не повлияли, это наши российские разработки. Санкции повлияли на поставки комплектующих аппаратной части. Основная проблема – это микросхемы про- изводства недружественных стран. выход обще- известен: параллельный импорт или поставки из дружественной КнР. уверен, что в обозримом будущем эта проблема будет решена. – Как вы оцениваете текущее состояние российского рынка АСКУЭ? Что стимулирует или сдерживает его рост? – Рынок прошел стадию становления и перешел в фазу умеренного роста. Окончательно оформ- ленное нормативное регулирование, стимули- рование и определение источников финанси- рования могут привести к взрывному эффекту. участникам рынка стоит быть готовым к этому, решив все проблемы, связанные с поставками комплектующих и конструктивом приборной составляющей, а также с функционалом ПО. Прогресс не остановить, а автоматизация учета "проблемных процентов" – это основной резерв повышения энергоэффективности отрасли ЖКх. П роведение общих собраний собственников (ОСС) для управляющих компаний – актуаль- ная задача. Цифровизация ЖКх упрощает про- цесс коммуникации уК с собственниками. Какие существуют информационные системы для про- ведения ОСС и как выбрать наиболее удобную? Опыт работы управляющих компаний показы- вает, что собрать всех собственников много- квартирного дома – задача почти невыполни- мая. Проведение общего собрания через Интернет повышает шанс достичь кворума, плюс ускоряются сроки его проведения и при- нятия решений. в голосовании могут принять участие и собст- венники, находящиеся за пределами своего места жительства. а два пандемийных года показали, что в условиях изоляции единствен- ный способ провести общее собрание в много- квартирном доме – это онлайн-формат. Согласно п. 3.2 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ есть три формата информационных систем для проведения общего собрания собственни- ков в онлайн-формате, независимо от формы управления многоквартирным домом: гИС ЖКх, региональная информационная система (РИС) и иные, то есть коммерческие, информа- ционные системы. гИС ЖКх – система-первопроходец, посред- ством которой управляющие компании стали проводить онлайн-собрания. Чтобы перейти в ней на онлайн-формат голосования, нет необходимости проводить предварительное "бумажное" – этот вопрос решается на первом же онлайн-собрании, где избирается админи- стратор. Он публикует в гИС ЖКх уведомление о собрании, формирует бланк для голосования и вносит в него ответы собственников. для участия в собрании и голосования собст- венник должен войти в систему через личный кабинет или через учетную запись на портале госуслуг. Если у собственника нет возможности воспользоваться этими способами, то он пере- дает свое решение в письменном виде админи- стратору, который вручную вносит его в систему. После окончания собрания в системе формиру- ется и размещается протокол с итогами. в таком же алгоритме работают региональные информационные системы (РИС). Они заключают соглашения с гИС ЖКх об автоматическом пере- носе своих данных в государственную систему. Федеральный закон от 25.05.2020 г. № 156-Фз разрешает управляющим компаниям использо- вать и коммерческие информационные систе- мы для проведения общих собраний. Основные правила работы коммерческих сер- висов аналогичны государственным. Через мобильное приложение или с компьютера через сайт управляющая компания назначает администратора собрания. После завершения голосования формируется протокол для госу- дарственной жилищной инспекции, итоги раз- мещаются на гИС ЖКх. главный критерий выбора – это удобство элек- тронной платформы как для управляющей ком- пании, так и для собственников. К примеру, в гИС ЖКх и РИС решение о проведении первого ОСС не нужно принимать на традиционном собрании. С иными информационными систе- мами пока это невозможно: согласие на прове- дение собраний в онлайн-формате собственни- ки должны дать в очной форме. в гИС ЖКх есть сложности с авторизацией и идентификацией собственников. К примеру, проголосовать через эту систему невозможно, если право собственности не зарегистрировано в ЕгРн. Если собственник сменил фамилию, то система его не опознает и человек не сможет стать участником общего собрания и тем более голосовать. в коммерческих сервисах эти недостатки учтены и при голосовании собственнику для подтвер- ждения личности достаточно предоставить любой документ, находящийся в системе. Такие сведения в информационных сервисах имеются о каждом участнике собрания. Есть приложе- ния, где собственнику дается индивидуальный код, с помощью которого авторизация также упрощается. Как правило, в коммерческих системах разме- щение решений ОСС происходит автоматиче- ски. Собственники могут узнать о них в течение часа после окончания голосования. Электрон- ный протокол в гИС ЖКх надо вносить вручную. Это удобно тем, что для желающих иметь бумажный вариант его можно распечатать. Опыт управляющих организаций, использующих для проведения общих собраний онлайн-сервисы, показывает, что в вопросе выбора играют роль такие факторы, как понятный интерфейс, наличие юриста, который поможет сформулировать вопро- сы повестки, гибкая техподдержка, способная опе- ративно решать возникшие проблемы. Каждая из описанных информационных систем имеет свои преимущества и недостатки. но совершенству, как известно, нет предела, поэто- му разработчики трудятся над их улучшением, делают максимально удобными. а какой сервис выбрать – это, исходя из своих запросов и воз- можностей, решает каждая управляющая ком- пания. n Материал представлен ООО "СмартФ" (Мой дом онлайн) www.secuteck.ru август – сентябрь 2022 СПЕЦПРОЕКТ ИнТЕллЕКТуальныЕ ТЕхнОлОгИИ в ЖКх. авТОмаТИзаЦИя зданИй 3 способа провести собрание жильцов онлайн Э К С П Е Р Т И З А , МН Е Н И Я
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw