Журнал "Системы Безопасности" № 4‘2022
S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 40 Н е так давно минстрой опубликовал стра- тегию развития строительной отрасли и ЖКх до 2030 г. и прогнозы до 2035 г. доку- мент предполагает ряд шагов, нацеленных на то, чтобы сделать отрасль ЖКх более понят- ной и современной, привлечь на рынок новых игроков и показать, что это настоящий бизнес. Конечно, достижение заложенных в стратегии целей в поставленные сроки теперь может оказаться под вопросом – из-за текущей эко- номической нестабильности. Тем не менее не все так однозначно. да, из-за скачков курса практически все под- рядчики, работающие в области ЖКх, сегодня поднимают цены на свои услуги, а инженер- ные компании, опасаясь дефицита запчастей для различного оборудования (например, лифтов), делают запасы расходников. Слож- ности возникают и с различными зарубежны- ми ИТ-системами, которые сегодня нет воз- можности ни заказать, ни оплатить. но вот, например, со всем, что касается умно- го дома, особых трудностей не возникает и, по идее, не возникнет, так как на рынке в основном используется российское про- граммное обеспечение, а аппаратные компо- ненты закупаются в Китае, из которого постав- ки не прекращались. То есть со счетчиками, датчиками и домофонами проблем не будет. на самом деле импортозамещение не глав- ный вызов, стоящий перед сферой ЖКх. Основная проблема, с которой нужно бороть- ся, – консервативность отрасли и низкий уро- вень цифровизации. Реальность такова, что нынешние управляющие компании зачастую используют устаревшие методы, они не пони- мают, как снижать затраты, не знают, какие инструменты использовать, чтобы повысить эффективность работы, не хотят внедрять новые технологии и не умеют понятно объ- яснить жителям, куда уходят деньги, собран- ные на содержание. Согласно стратегии минстроя, с проблемой предполагается бороться при помощи цифро- вых технологий и привлечения к управлению на конкурсной основе профессиональных частных управляющих компаний. государство также предполагает создавать и развивать областные управляющие компании, которые будут принадлежать отдельным регионам. министерство заявляет, что монополизации с его стороны не будет и этим организациям передадут только дома от нерадивых управ- ляющих компаний и жилой фонд, который вообще никакой управляющей компанией не обслуживается. Еще один важный вопрос, стоящий на повест- ке, – тарифы. Сейчас в большинстве городов действует муниципальный "размер платы за содержание жилья", который определяется мэром, – он устанавливается для домов, где жители не определили свой индивидуальный тариф. Так происходит, когда управляющая компания или ТСЖ не смогли предложить обоснованную плату и провести голосование жителей. в таком случае обслуживание про- исходит по усредненной городской цене. Из этого выходит, что старая девятиэтажка, где из инженерии только лифты и освещение подъезда, и новостройка, где есть телемет- рия, циркуляционные насосы и теплообмен- ники, будут обслуживаться за одни и те же деньги. Из-за неверных тарифов какие-то из систем в новостройках не обслуживаются или обслуживаются плохо. у каждого дома должен быть свой уникаль- ный тариф. для его расчета современные управляющие компании уже применяют инструменты вроде "калькулятора тарифа", позволяющего правильно посчитать, во сколько реально обойдется обслуживание того или иного дома. Правда, таких компаний в масштабах большой страны очень мало, для того чтобы их стало больше, нужно создавать единую систему управления всеми взаимо- отношениями. То есть должна появиться удобная платформа, которая свяжет все важные сервисы и позво- лит компаниям выстраивать бизнес-процессы на объективных данных, например видеть, кто из подрядчиков перегружен, кто все время опаздывает и делает работы меньше, чем другие. но так уж сложилось, что отрасль ЖКх в Рос- сии всегда была очень консервативной, до сих пор большое количество специалистов ведут дела на бумаге, а многие не умеют пользоваться компьютером или в лучшем слу- чае работают с таблицами Excel. в результате мы имеем очень низкий уровень цифровиза- ции ЖКх, но так дальше продолжаться не может. Как бы отрасль ни сопротивлялась, цифровые инструменты уже внедряются, и их будет все больше. Среди технологических нововведе- ний, например, можно выделить онлайн- голосования на "госуслугах", вовлекающие жителей в процесс управления своим домом. новый формат, несомненно, заставит управ- ляющие компании развивать свой сервис, быть максимально открытыми и слушать людей. Иначе через то же самое онлайн-голо- сование жители легко поменяют одну управ- ляющую компанию на другую. Постепенно приходит в дома и Интернет вещей. умный домофон с доступом в прило- жение, датчики протечек в подвале и про- граммы для анализа данных и управления стоят недорого, но помогают существенно изменить работу управляющих компаний и качество жизни в самых разных домах, в том числе и старых. улучшение качества жизни – это вообще самый важный вопрос и основная цель дея- тельности структур ЖКх. И в связи с этим нельзя не затронуть тему капитального ремонта. Сегодня все жители ежемесячно платят за будущий капремонт дома. Размер этой платы в разных регионах определяется по-разному. может случиться так, что через 20 лет, когда придет время его делать, скорее всего, суммы, накопленной одним многоквартирным домом, будет недостаточно для выполнения комплекса работ. К тому же не стоит забывать про инфляцию, которая съест часть накоплен- ных средств. Решить проблему можно, если минстрой будет развивать субсидирование процентов по кредитам на капремонт по ана- логии с субсидированием ипотеки и привле- кать заемное финансирование, которое было бы выгодно и банкам, и людям. Словом, сде- лает так, чтобы жители могли получать ремонт уже сейчас и по текущим ценам, а потом рас- плачиваться за него в течение нескольких лет, владея квартирой в современном доме. хочет- ся верить, что подобная инициатива будет принята, так как она действительно позволила бы улучшить жизнь многих россиян "здесь и сейчас" и привела бы к появлению большого количества подрядчиков из малого бизнеса. ведь если подумать, то около 70% домов в стране были построены до 1990 г. и именно в них живет большинство людей, а значит, нормальная реновация должна быть запущена уже сейчас. n Источник: www.vedomosti.ru август – сентябрь 2022 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ ИнТЕллЕКТуальныЕ ТЕхнОлОгИИ в ЖКх. авТОмаТИзаЦИя зданИй Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru Илья Сотонин Генеральный директор Doma.ai Импортозамещение не главный вызов для ЖКХ Вопросы, связанные с жилищно-коммунальным хозяйством, – тема остросоциальная. Дома не молодеют, управляющие компании не всегда эффективно реагируют на запросы жителей, жалобы копятся, а тарифы растут. Это лишь верхушка айсберга, которую видят жители, забывая, что сфера ЖКХ такой же бизнес, как и все осталь- ные. Основная проблема, с которой нужно бороться, – консервативность отрасли и низкий уровень цифровизации
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw