Журнал "Системы Безопасности" № 4‘2023
О Х Р А Н Н А Я И П О Ж А Р Н А Я С И Г Н А Л И З А Ц И И . П О Ж А Р Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь 100 З ащищенность объектов зависит от тех, кто что-либо производит (защитные маски, модули пожаротушения, дымососы, пожарные автомобили), и тех, кто эти системы монтирует, проектирует и обслуживает. Есть еще третья группа организаций и физических лиц, которые, ведя проектирование, осуществляют разработку специальных технических условий и расчетов пожарного риска, тепловых потоков, документов предварительного планирования, паспортов безопасности, категорий взрывопожарной и пожарной опасности – обеспечивают процесс сопровождения крупных проектов зданий, сооружений и территорий либо снимают "невы- полнимые противопожарные мероприятия". К чему ведет "снятие" требований? Среди работ по "снятию" присутствует и элемент снижения защищенности объектов защиты, потому что в результате проведенных расчетов пожарного риска и согласованных СТУ исклю- чаются обязательные для исполнения меры по защите: в дата-центре "Яндекс" отсутствует авто- матическое пожаротушение (в СТУ предусмот- рен двойной запас рукавов и огнетушителей), в развлекательном центре "Наша радуга" отсут- ствуют требуемые нормами системы противопо- жарной защиты и горючие отделочные материа- лы зрительного зала (согласованы как уникаль- ный звукоизолирующий материал, через СТУ). Итого среди этой группы проектного обеспече- ния есть такое явление, как "снять выполнение обязательного требования к автоматическому пожаротушению" и "решить вопрос с инспекто- ром" при помощи расчетов пожарного риска (снять с выполнения пункты предписания). Монопольное поведение производителей Рынок средств обеспечения пожарной безопас- ности, оборудования и услуг по пожарной без- опасности достаточно велик. К примеру, у нас в стране не менее 50 тыс. лицензиатов, которые обеспечивают защищенность объектов в рамках монтажа, проектирования, обслуживания и экс- плуатации. Производителей средств и систем пожарной безопасности в разы меньше (изгото- вители пожарной автоматики, пожарных машин, систем пожаротушения), и, скорее всего, рынок средств пожарной безопасности является моно- польным. Примеры монопольного поведения наглядно показала специальная военная опера- ция (СВО), когда поставщики электроники и компонентной базы из Китая и ряда европей- ских стран приостановили поставки, а крупные и единственные поставщики систем пожарной автоматики и пожаротушения сообщили о дефи- ците ряда приборов и оборудования. Отсутствие комплектующих в пожарной сфере Дефицит поставки пожарных приборов тут же отразился на сфере государственных закупок по ФЗ-44, ФЗ-223, сфере замены устаревшего оборудования и сфере обслуживания и плано- вого ремонта (замены) уже существующего и обслуживаемого противопожарного оборудо- вания. Данная ситуация возникла еще и из-за того, что перед самым началом СВО были выпу- щены новые нормы в новых сводах правил СП 484, СП 485, СП 486 (486.1311500.2020), которые ввели новые походы в построении шлейфов СПС, приборов и устройств пожарной автоматики. Эти требования привели к замене основной линейки пожарной автоматики и, как следствие, к ее удорожанию и отсутствую в должном количестве для потребностей рынка. При этом производство ряда позиций ("Сигнал-10") было практически приостановлено из-за огром- ного рынка сбыта уже установленных приборов, требующих ремонта и замены. Образовался так называемый снарядный голод, когда надо защищать объекты, а нечем. Старые подходы к обеспечению пожарной безопасности Во многом система обеспечения пожарной без- опасности нефтегазового комплекса сложилась из тех подходов, которые существовали еще во времена СССР. На этапе восстановления эконо- мики начала 2000-х гг. и резкого роста объемов строительства нефтегазовых объектов и восста- новления нефтегазовой промышленности осно- вополагающими документами, содержащими требования пожарной безопасности, были сле- дующие: l ВНТП 03/170/567–87. Ведомственные нормы технологического проектирования. Противопожарные нормы проектирования объектов Западно-Сибирского нефтегазового комплекса [1]. l ВУП СНЭ–87. Ведомственные указания по проектированию железнодорожных сливо- наливных эстакад легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и сжиженных углеводо- родных газов [2]. l ВНТП 01/87/04–84. Объекты газовой и неф- тяной промышленности, выполненные с при- менением блочных и блочно-комплектных устройств. нормы технологического проекти- рования [3]. l ВУПП–88. Ведомственные нормы технологи- ческого проектирования. Ведомственные ука- август – сентябрь 2023 www.secuteck.ru Станислав Светушенко Директор ООО "Аудит Сервис Оптимум", старший преподаватель ФГБОУ ВО "Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых" (ВлГУ), эксперт ТК 274 "Пожарная безопасность" Работа в составе Совета по профессиональным квалификациям в области обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях (СПК ЧС) Проблемные вопросы в области обеспечения пожарной безопасности: нормативные недостатки, коммерциализация услуг и "снарядный голод" Пожарная безопасность объектов защиты в нашей стране обеспечивается большой группой компаний – производителей противопожарного оборудования, общественных организаций, экспертным сообществом специалистов в области пожарной безопас- ности, аудиторами пожарной безопасности, расчетчиками пожарных рисков и спе- циальных технических условий (СТУ)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw