Журнал "Системы Безопасности" № 4‘2023
В Ц Е Н Т Р Е В Н И М А Н И Я 115 С егодня в сфере безопасности работают тысячи профессионалов по всему миру. Кто-то несет службу в специализированных подразделениях, будь то вооруженные силы, полиция и иные правоохранительные органы или охранные структуры. Кто-то занимается производственной деятель- ностью, например заводы обороной про- мышленности или производители систем безопасности. Есть специалисты, отвечаю- щие за продажи и обслуживание систем. Другими словами, в процесс вовлечено огромное количество людей. В связи с этим роль человеческого фактора в системе обес- печения безопасности на транспорте стано- вится одной из главенствующих. Человеческий фактор и нормативно-правовое регулирование в области транспортной безопасности Вопросы безопасности – тема номер один во всем мире. В этом контексте те превентивные меры в области обеспечения безопасности на транспорте, которые создавались последние 20 лет в нашей стране, уже не кажутся окру- жающим чем-то бессмысленным и чрезмер- ным. Комплекс мер по обеспечению транс- портной безопасности является многозадач- ной и разноуровневой системой, целями кото- рой является устойчивое и безопасное функ- ционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и госу- дарства от актов незаконного вмешательства на транспорте. Каждый год производится аудит и автомати- зация некоторых элементов системы транс- портной безопасности, но без поправки на человеческий фактор. Взять, к примеру, обязательные требования законодательства в области обеспечения транспортной безопасности железнодорожно- го транспорта, установленные постановлением Правительства РФ № 1633 от 08.10.2020 г. Согласно данным требованиям субъект транс- портной инфраструктуры (СТИ) обязан вос- препятствовать проникновению любых лиц в зону транспортной безопасности или на кри- тические элементы объекта транспортной инфраструктуры вне установленных (обозна- ченных) контрольно-пропускных пунктов или постов. Требование могло бы звучать иначе и начи- наться со слов "принять меры по воспрепят- ствованию…", ведь СТИ проводит немало мероприятий в данном направлении: устанав- ливает инженерно-технические средства, при- влекает сотрудников ведомственной охраны, обеспечивает организационно-штатные меро- приятия. И достигается это все путем при- влечения человеческих ресурсов. Однако мы видим, что законодатель устанавли- вает четкое требование "воспрепятствовать…". К чему это приводит на практике? Допустим, нарушитель каким-то образом проникает на железнодорожный объект незаконным путем (перелезает через забор), далее срабатывает датчик охранной сигнализации; по камерам видеонаблюдения, установленным на объ- екте, производится идентификация места про- никновения; к месту обнаружения прибывает группа быстрого реагирования ведомственной охраны. Таким образом, в ходе данного события реа- лизован целый комплекс мер по транспортной безопасности. Вместе с тем о произошедшем событии должен быть составлен соответствую- щий акт с направлением его в контрольно- надзорный орган, который при его получении вправе вынести в отношении СТИ администра- тивный штраф, поскольку норма закона о вос- препятствовании нарушена, а принятые СТИ меры учитываться не будут. Данная иллюстрация – не вымысел, а пример, имеющий в том числе судебную практику и отражающий несовершенство нормативно- правового регулирования, не учитывающего человеческий фактор в процессе обеспечения транспортной безопасности. Профессиональная подготовка специалистов по транспортной безопасности Вопросу квалификации лиц, выполняющих работы, непосредственно связанные с обес- печением транспортной безопасности, в последнее время уделяется все большее внимание. И это объяснимо, в силу необходи- мости совершенствования или получения новой компетенции, необходимой для про- фессиональной деятельности по исполнению требований законодательства по транспорт- ной безопасности, в том числе антитеррори- стической защищенности. www.secuteck.ru август – сентябрь 2023 Иван Тушко Специалист-эксперт в области обеспечения транспортной безопасности, магистр юриспруденции Человеческий фактор в обеспечении транспортной безопасности играет немалую роль Профессиональная подготовка по обеспечению транспортной безопасности работников ГУП "Петербургский метрополитен" в учебном центре Северо-Западного филиала ФГУП "УВОМинтранса России" Роль человеческого фактора в обеспечении безопасности на транспорте В последнее время вопросам безопасности, в частности транспортной, уделяется все большее внимание, и в условиях общей социальной напряженности данная тен- денция будет только возрастать www.ab-dpo.ru www.sz-mintrans.ru
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw