Журнал "Системы Безопасности" № 4‘2023

В Ц Е Н Т Р Е В Н И М А Н И Я 117 ознакомиться с распространенными тене- выми изображениями запрещенных пред- метов. В результате лица, получившие дополнительное образование, не имеют практических навыков использования тех- нических средств досмотра (металлодетек- торов, газоанализаторов паров взрывчатых веществ и пр.). Данная проблематика аттестации актуальна применительно ко всем видам транспорта. Стоит отметить, что профессиональная подго- товка и аттестация СОТБ подчас являются раз- розненными процессами. Решение указанных проблем может быть таким: необходимо тщательно проработать вопрос и изменить смысл и порядок аттеста- ции СОТБ, увязать их напрямую с процессом подготовки СОТБ, упростив процедуры про- ведения аттестации и одновременно повысив ответственность за качество подготовки СОТБ. Вопросы проверки психофизиологиче- ских (личностных) качеств и уровня физпод- готовки СОТБ вынести за рамки процедур аттестации, обозначив их обязательными процедурами (в соответствии с госстандар- тами) приема на работу или продления конт- ракта СОТБ. Применение систем безопасности на транспорте На транспорте может применяться великое множество разработок в области систем и средств безопасности. Вот лишь основные из них: l технические системы и средства сигнализа- ции; l технические системы и средства контроля доступа; l технические системы и средства досмотра; l технические средства видеонаблюдения; l технические системы и средства интеллекту- ального видеонаблюдения; l технические системы и средства видео- записи; l технические системы и средства аудио- записи; l технические средства связи, приема и пере- дачи информации; l технические средства оповещения; l технические системы сбора и обработки информации. Важнейшей процедурой обеспечения безопас- ности является досмотр пассажиров, грузов, багажа и транспортных средств. При проведе- нии досмотра используются рентгенотелеви- зионные, радиоскопические установки, ста- ционарные, переносные и ручные металлоде- текторы, газоаналитическая и химическая аппаратура, а также другие устройства. Как упоминалось в начале статьи, сегодня в области безопасности работают тысячи людей по всему миру, в процесс вовлечено огромное количество специалистов. Одни производят все вышеупомянутые системы, другие занимаются их сертификацией (что сегодня, кстати, является самостоятельным сформированным направлением), третьи про- дают эти системы транспортным и другим предприятиям, четвертые занимаются их экс- плуатацией и управлением. Каждый этап зависит в первую очередь от про- фессионализма и опыта того или иного спе- циалиста, а уже потом от отлаженности и автоматизации рабочих процессов с помо- щью техники. Одним из глобальных вопросов, который под- нимается после терактов, является обоснован- ность потраченных денег на оснащение объ- ектов дорогостоящими системами безопасно- сти и то, как этими системами управляет чело- век. Не стал исключением и взрыв в октябре 2022 г. на Крымском мосту, оснащенном всеми необходимыми системами безопасно- сти и охраняемом в соответствии с установ- ленным законодательством о транспортной безопасности. Роль человеческого фактора в транспортной безопасности Выявлению проблем безопасности всегда уде- ляется больше внимания после того, как систе- ма дала сбой, чем до этого. Упоминание системы здесь неслучайно. На сегодняшний день уровень развития нормотворчества, про- гресс разработки оборудования по безопасно- сти и степень различных угроз настолько про- двинулись, что в любой сфере экономики (транспорт, промышленность и пр.) безопас- ность четко занимает второе место после основного технологического процесса. Понятие "человеческий фактор" эволюционно и периодически наполняется новым содержа- нием, которое генерируется на новой плат- форме с помощью присущих ей инструментов, программ, факторов. Человеческий фактор в определенной мере отражает такие факто- ры, как лидерство, искусство управления. С другой стороны, в обиходе понятие "челове- ческий фактор" чаще относят к ошибкам, кото- рые произошли в результате неверно принято- го субъективного решения. Абсолютно исключить человеческие техниче- ские ошибки в работе невозможно, как и исключить полностью фактор человека из какого-либо процесса. Однако над уменьше- нием количества ошибок на каждом уровне следует усиленно трудиться. На фоне выявленных проблем профессио- нальной подготовки и аттестации СОТБ, несо- вершенства нормативно-правового регулиро- вания человеческий фактор должен приобре- тать большее значение, чем это происходит на практике. Необходимо понимать, что для автоматиза- ции процессов обеспечения транспортной безопасности и объективной оценки конт- рольно-надзорными органами принятых СТИ мер по защите объектов транспорта требуют- ся работники, обладающие теоретическими и практическими знаниями на уровне экс- перта. В ином случае необходимо формиро- вать объективные нормативно-правовые тре- бования, учитывающие современные реа- лии, включающие уровень экономического развития, степень профессионального обра- зования и роль человеческого фактора в принятии решений. Таким образом, человеческий фактор играет важную роль в обеспечении безопасности. Осознанная деятельность человека позволяет искать и находить пути выхода из различных ситуаций, концентрировать усилия на реше- нии наиболее сложных проблем, использо- вать накопленный опыт, приспосабливаться к возникающим ситуациям. n www.secuteck.ru август – сентябрь 2023 Учебно-методический центр "Транспортная безопасность" Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru Д ля автоматизации процессов обеспечения транспортной безопасно- сти и объективной оценки принятых мер по защите объектов транспор- та требуются работники, обладающие теоретическими и практическими знаниями на уровне эксперта www.chop.grampus-server.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw