Журнал "Системы Безопасности" № 4‘2023
Ц И Ф Р О В А Я Т Р А Н С Ф О Р М А Ц И Я , A I , I o T 118 Николай Махутов Председатель комиссии РАН по техногенной безопасности, председатель секции по безопасности Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, член-корр. РАН, д.т.н., профессор Александр Кутузов Эксперт по безопасности Владимир Балановский Член бюро комиссии РАН по техногенной безопасности, ответственный секретарь секции по безопасности Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, профессор Академии военных наук Игорь Грунин Член секции по безопасности Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, член-корр. АПК Леонид Балановский Член экспертного совета МТПП, член-корр. АПК П ринятая Концепция определяет вызовы, принципы и цели технологического разви- тия, приоритетные стратегические направления деятельности с учетом ограничений и рисков, связанных с санкционным давлением. В соответствии с п. 3 раздела V Концепции тех- нологического развития для целеполагания, мониторинга и проведения экспертизы научных исследований в интересах технологического развития в системе ФГБУ РАН формируются научные советы по приоритетным направле- ниям критических 1 и сквозных 2 технологий. Один из них, для совершенствования деятель- ности в сфере безопасности, создается на базе комиссии РАН по техногенной безопасности. В основе – стратегические национальные приоритеты В своей деятельности Совет руководствуется федеральными законами от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ "О безопасности" и от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в РФ", а также ст. 26 Указа Президента РФ от 02.07.2021 г. № 400 "О Стратегии националь- ной безопасности РФ", в соответствии с кото- рым: "Обеспечение и защита национальных интересов РФ осуществляются за счет концент- рации усилий и ресурсов органов публичной власти, организаций и институтов гражданского общества на реализации следующих стратеги- ческих национальных приоритетов: l сбережение народа России и развитие чело- веческого потенциала; l оборона страны; l государственная и общественная безопас- ность; l информационная безопасность; l экономическая безопасность; l научно-технологическое развитие; l экологическая безопасность и рациональное природопользование; l защита традиционных российских духовно- нравственных ценностей, культуры и истори- ческой памяти; l стратегическая стабильность и взаимовыгод- ное международное сотрудничество". Анализ этих девяти стратегических нацио- нальных приоритетов РФ позволяет в соот- ветствии с разделом XI "Управление техноло- гическим развитием (функциональная модель)" Концепции технологического разви- тия наметить следующее основное направле- ние деятельности комиссии РАН по техноген- ной безопасности: обеспечение достижения цели технологического развития на основе интеграции управления научно-исследова- тельской и производственно-технологиче- ской деятельностью. Функции системы управления разделяются на: l стратегическое управление; l операционное управление (исполнение); l мониторинг и контроль. Стратегическое управление Стратегическое управление предусматривает: l общее целеполагание научно-технологиче- ского развития в рамках Стратегии научно- технологического развития РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 01.122016 г. № 642 "О Стратегии научно-технологического разви- тия РФ", в увязке с национальными целями развития; l определение технологических приоритетов; l определение основных направлений между- народного научно-технического взаимодей- ствия. Операционное управление Операционное управление предусматривает механизмы и инструменты технологического развития, функциональные инструменты управ- ления, которые реализуются в рамках: l государственных программ научно-техноло- гического и экономического развития, инно- вационной и цифровой экономики, институ- тов развития; l отраслевых государственных и корпоратив- ных программ и проектов, включающих научно-технологические разделы; l проектов и программ структурного развития – сквозных технологий, проектов-маяков, пере- довых инженерных школ; l управления нормативно-справочной инфор- мацией (определение перечней критических и сквозных технологий, формирование спра- вочников наилучших доступных технологий). Мониторинг и контроль Мониторинг и контроль предусматривают: l мониторинг уровня развития технологий и производства высокотехнологичной продук- ции по критическим и сквозным технологиям; l научно-техническую экспертизу и оценку результатов в сфере исследований и разра- боток. Решение этой многоцелевой задачи должно производиться с учетом возникающих и разви- вающихся неопределенностей, новых поворотов в проблеме обеспечения безопасности в усло- виях воздействия природных и техногенных факторов, военных и террористических угроз. Особенности проведения модернизации в условиях повышенных рисков В настоящее время в условиях взрывного повы- шения уровня рисков и угроз на первый план выходит обеспечение безопасного функциони- рования стратегически и критически важных объектов (СВО и КВО), которые проявляют себя самым неожиданным образом. В условиях вве- дения президентом России на отдельных терри- ториях особых режимов безопасности из-за высокого уровня различных рисков и угроз про- изводится трансформация безопасности как объекта их воздействия. Часто СВО и КВО начинают функционировать в сильно поврежденных состояниях, когда в условиях дефицита времени одновременно с выведением из нештатного состояния должна август – сентябрь 2023 www.secuteck.ru Будущее искусственного интеллекта в сфере безопасности По итогам заседания Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, состоявшегося 18.07.2022 г. в рамках реализации перечня поручений президента РФ, разработана Концепция технологического развития, утвер- жденная распоряжением Правительства РФ от 20.05.2023 г. № 1315-р "Об утверждении Концепции технологического развития на период до 2030 г." (далее – Концепция тех- нологического развития) 1 Критические технологии – отраслевые технологии, критически необходимые для производства важнейших видов высокотехнологичной продукции и создания высокотехнологичных сервисов, имеющие системное значение для функционирования экономики, решения социально-экономических задач и обеспечения обороны страны и безопасности государства. 2 Сквозные технологии (технологические направления) – перспективные технологии межотраслевого назначения, обеспечивающие создание инновационных продуктов и сервисов и оказывающие существенное влияние на развитие экономики, радикально меняя существующие рынки и/или способствуя формированию новых рынков. Сквозные технологии определяют перспективный облик экономики и отдельных отраслей в течение ближайших 10–15 лет.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw