Журнал "Системы Безопасности" № 4‘2023

август – сентябрь 2023 www.secuteck.ru Т ехнологии искусственного интеллекта (ИИ) стремительно развиваются. Весной 2023 г. ИИ совершил качественный рывок вперед: вышла новая версия ChatGPT, которая научи- лась генерировать тексты до 25 тыс. слов, опи- сывать изображения и даже успешно сдала экзамен на адвоката. В мире возник новый виток небывалого интереса к технологии ИИ. Появляются сотни различных сервисов, в кото- рые внедрены возможности искусственного интеллекта. В России компании также стали чаще исполь- зовать ИИ и зарабатывать на этом все больше денег. Объем российского рынка ИИ в 2022 г. оценивается в 635 млрд руб., следует из дан- ных АНО "Цифровая экономика". По прогно- зам организации, вклад ИИ в ВВП до 2030 г. составит 2%. Впрочем, если судить по темпам роста экономического эффекта, то вклад может оказаться значительнее. Основной игрок на рынке ИИ – это СберБанк. Финансовый эффект от использования ИИ за четыре года увеличился в организации в пять раз, до более чем 230 млрд руб. в 2022 г. В 2019 г. он составлял 45 млрд руб., в 2020 г. – 60 млрд руб., в 2021 г. – 205 млрд руб. Бизнес-практика ИИ Для бизнеса использование ИИ становится необходимостью, конкурентным преимуще- ством. С его помощью компании улучшают бизнес-процессы, повышают качество продук- ции и услуг, оптимизируют затраты и увеличи- вают прибыль. Сейчас решения с использова- нием ИИ широко применяются в ритейле, ИТ и финансовой сфере, логистике, производ- стве. Например, X5 Group с 2019 г. использует машинное обучение для улучшения прогнози- рования спроса, логистики и анализа ассорти- мента. Ритейл всегда был достаточно сильно оцифрован, сказал директор по анализу дан- ных X5 Group Михаил Неверов. По его словам, решения принимались на основе собранных и обработанных вручную данных, а сейчас все автоматизируется с помощью ИИ. Например, если качество прогноза пополнения запасов магазинов вырастет даже на 1%, то за счет эффекта масштаба бизнеса внедрение новых технологий уже окупится. Александр Тоболь, СТО "ВКонтакте", вице-пре- зидент по технологиям и разработке VK, рас- сказал, что команда прикладных исследова- ний ИИ компании сейчас работает над несколькими ключевыми решениями на базе машинного обучения. "Алгоритмы помогут пользователям создавать контент и общаться. Работаем над функциями суммаризации – анализа больших объемов информации и предоставления кратких тезисов на основе, например, длинных видео. Инструменты машинного обучения могут появляться в редакторах фото и видео – мы уже умеем автоматически улучшать качество загружае- мых на платформу роликов с помощью собст- венной технологии NeuroHD". Маркетплейс Ozon применяет искусствен- ный интеллект для модерации товаров: система автоматически изучает текст и изоб- ражения на предмет соответствия правилам и решает, допускать товар на площадку или нет. "Ежедневно продавцы загружают на Ozon более миллиона товаров, мы ожида- ем, что система автоматизирует проверку большинства новых карточек", – рассказали в пресс-службе маркетплейса. В результате модераторы смогут разбирать более слож- ные ситуации. На другой торговой площадке, "Авито", техно- логии искусственного интеллекта используют на каждом этапе пользовательского пути. Еже- дневно автоматическая система с использова- нием ИИ проверяет 20 млн объявлений, каж- дое из которых должно соответствовать не только правилам платформы, но и законода- тельству, отметил Chief Data Officer "Авито" Андрей Рыбинцев. По его словам, эта же система в сутки анализирует до 10 млрд кли- ков пользователей на платформе. Продажи – не единственная сфера, где ИИ получил широкое распространение. Большой потенциал лежит в медицине. Например, во время пандемии ИИ облегчал поиск очагов поражения легких на снимках компьютерной томографии, выделяя подозрительные уча- стки. По оценке Национального центра развития искусственного интеллекта, 16% организаций сферы здравоохранения России внедряют тех- нологии ИИ, причем 78% из них находятся в стадии пилотных проектов. Наиболее успеш- но развиваются три направления в медицине: компьютерная диагностика на базе анализа изображений, поддержка принятия решений при диагностике, например при определении дозы лекарств. ИИ облегчает также рутинные рабочие процессы: голосовые боты переводят речь врача в текст для медицинской карты, а роботы-операторы кол-центров записывают пациентов на прием. Рентгенологи Москвы благодаря голосовому вводу уже заполнили свыше 210 тыс. медпротоколов. Врачи эконо- мят более 20% времени, а значит, они больше внимания могут уделить пациентам. В пер- спективе ИИ может помочь с разработкой новых лекарств и дженериков, что сэкономит миллиарды рублей на НИОКР и годы кропот- ливого труда ученых. Все свое, родное Крупные российские технологические компа- нии вкладывают средства в собственные научные исследования и разработки, откры- вая лаборатории ИИ и даже целые институты. В апреле "Яндекс" запустил бета-версию ней- росети для генерации изображений по тексто- вым запросам пользователей. Его назвали "Шедеврум". Несколько недель спустя свою альтернативу ChatGPT предложил СберБанк. В отличие от иностранного аналога, GigaChat лучше пони- мает запросы на русском языке. СберБанк использует решения на базе искус- ственного интеллекта в большинстве продук- тов и процессов компании, ранее заявил пре- зидент и председатель правления СберБанка Герман Греф. Например, банк использует собственные ИИ-модели для повышения без- опасности транзакций – онлайн-переводов, эквайринга, операций по картам. В финансовой сфере благодаря внедрению ИИ существенно сократилось время рассмот- рения заявки на кредит. С момента отправки анкеты в банк до получения ответа проходит 126 Ц И Ф Р О В А Я Т Р А Н С Ф О Р М А Ц И Я , A I , I o T Искусственный интеллект в действии Крупные российские компании внедряют ИИ-решения и создают собственные разработки www.rusvesna.su

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw