Журнал "Системы Безопасности" № 4‘2023

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 28 Николай Махутов Председатель комиссии РАН по техногенной безопасности, председатель секции по безопасности Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, член- корреспондент РАН, д.т.н., профессор Владимир Балановский Член бюро комиссии РАН по техногенной безопасности, ответственный секретарь секции по безопасности Экспертного Совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, профессор Академии военных наук Владимир Подъяконов Член секции по безопасности Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, научный сотрудник НИО (ВГИ) ВУ МО РФ, член-корреспондент АПК Росстандарта, к.и.н. Андрей Соколов Декан факультета химической технологии и биотехнологии ФГАОУ ВО "Московский политехнический университет", к.т.н. Дмитрий Некрасов Заведующий кафедрой "Техника низких температур им. П.Л. Капицы" ФГАОУ ВО "Московский политехнический университет", к.т.н. В современных условиях высокого уровня различных рисков и угроз в комплекс задач, стоящих перед научным советом по техноген- ной безопасности, в том числе входит выработ- ка методической и научно-практической поли- тики в области трансформации безопасности как объекта их воздействия. Проблемы безопасного функционирования стратегически и критически важных объектов В условиях введения президентом России на отдельных территориях военного положения и особых режимов безопасности из-за высокого уровня различных рисков и угроз производится трансформация безопасности как объекта их воздействия. При этом особенно важно сочета- ние модернизационных и мобилизационных принципов для обеспечения безопасного функ- ционирования стратегически и критически важных объектов (СВО и КВО), которые в настоящее время в условиях взрывного повы- шения уровня рисков и угроз военного и тер- рористического характера проявляют себя самым неожиданным образом. Это связано с тем, что такие объекты начинают функциони- ровать в сильно поврежденных состояниях, когда на процесс их приведения в исходное состояние накладывается неотлагательная модернизация в условиях дефицита времени. Анализ показал, что при проведении такой мобилизации и модернизации, характеризую- щейся высокой степенью новизны, необходимо максимально сокращать время проектных решений и координировать работу, рассматри- вая различные сценарии на предпроектном и проектном уровнях. Проблема, с которой при этом сталкиваются, – обеспечение интеграции и совместного исполь- зования информации, накапливающейся на всех этапах жизненного цикла продукции и услуг (транспортных, безопасности). В данном случае имеется в виду продукция ОПК и соци- ально значимых предприятий, а под услугами понимаются мультимодальные логистические транспортные услуги и услуги по защите от воз- действия природных и техногенных факторов, антитеррористической защищенности объектов инфраструктуры. При выполнении больших проектов для СВО и КВО, содержащих широкую номенклатуру изделий и услуг, а кроме того характеризую- щихся длительным циклом разработки и про- изводства для продукции и реализации для услуг, данная проблема становится еще более актуальной. При этом узкие места технологии процесса производства (реализации) состоят в следующем: l коммуникации (обмене информацией) между подразделениями, до сих пор осу- ществляющейся на бумажных носителях; l решении задач обеспечения технологичности начинающегося на поздних стадиях проекти- рования, что приводит к многочисленным изменениям в конструкторской и организа- ционно-технической документации. В результате "круговоротов" документации затя- гивается запуск изделия в производство (реа- лизация услуги), неоправданно увеличиваются затраты. В то же время современные программ- ные продукты позволяют обеспечить повыше- ние качества, ускорение выпуска продукции и реализации услуг, снижение себестоимости и расходов. Такая модернизация сопряжена с цифровой трансформацией – процессом, вызываемым воздействием внешних явлений и протекаю- щим благодаря им. За счет цифровой транс- формации достигается увеличение операцион- ной деятельности, приводящей к прорывному повышению качества решений. Роль цифровой трансформации в жизненном цикле продуктов и услуг Цифровые информативные технологии внед- ряются на всех этапах жизненного цикла про- дукции (услуги) 1 . Основные этапы жизненного цикла: l маркетинг и изучение рынка; l разработка замысла изделия и услуги; l проектирование изделия и разработка услуги; l разработка и планирование технологических процессов; l производство изделия, формирование инфраструктуры услуги; l техническая помощь и обслуживание; l утилизация после истечения срока службы. август – сентябрь 2023 www.secuteck.ru Трансформация безопасности в современных условиях В соответствии с п. 3 раздела V Концепции технологического развития на период до 2030 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 20 мая 2023 г. № 1315-р "Об утверждении Концепции технологического развития на период до 2030 г." для целе- полагания, мониторинга и проведения экспертизы научных исследований в интере- сах технологического развития в системе ФГБУ РАН формируются научные советы по приоритетным направлениям критических и сквозных технологий. Один из них для совершенствования деятельности в сфере безопасности создается на базе Комис- сии РАН по техногенной безопасности 1 Жизненный цикл – это совокупность процессов, выполняемых от момента возникновения потребности в продукте (услуге) до его утилизации после использования. Применительно к услуге утилизации подлежит инфраструктура, оборудование и средства, используемые в процессе реализации услуги. www.spark.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw