Журнал "Системы Безопасности" № 4‘2023

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 32 П о мере развития российского законода- тельства в различных областях права, изменения концепции государственного регу- лирования, учета результатов правопримени- тельной практики возникала необходимость гармонизации закона № 116-ФЗ. По состоя- нию на начало 2023 г. в закон № 116-ФЗ изме- нения и дополнения вносились более 30 раз, что привело к кардинальному изменению самой его концепции. Концепция правового регулирования промышленной безопасности Закон № 116-ФЗ направлен на предупрежде- ние аварий на опасных производственных объ- ектах (ОПО) и обеспечение готовности эксплуа- тирующих ОПО юридических лиц и индивиду- альных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий. При разработке концепции закона № 116-ФЗ решались две основные задачи: 1. Определение сферы действия закона № 116-ФЗ. 2. Установление методов правового регулиро- вания промышленной безопасности. Для определения сферы действия введено понятие "опасные производственные объекты", к которым в соответствии с законом № 116-ФЗ отнесены: l предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, на которых обращаются опасные химические вещества; l используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при темпера- туре нагрева воды более 115 °С; l используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры; l получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов; l ведутся горные работы, работы по обогаще- нию полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях. К основным методам регулирования, направ- ленным на предотвращение аварий на ОПО, относятся: l идентификация опасных производственных объектов (ОПО) и их регистрация в госу- дарственном реестре ОПО; l информирование государственных органов и общественности об опасностях, авариях и инцидентах; l разрешительные механизмы некоторых видов деятельности на ОПО; l экспертиза промышленной безопасности; l декларирование промышленной безопасно- сти; l учет и расследование причин аварий и инци- дентов; l разработка планов по локализации аварий и ликвидации их последствий; l страхование гражданской ответственности от последствий аварий; l производственный контроль и государствен- ный надзор за соблюдением требований про- мышленной безопасности; l ответственность за нарушения требований промышленной безопасности. Изменение концепции государственного регулирования промышленной безопасности. Перспектива развития законодательства по промышленной безопасности В начале 2010-х гг. государство поставило зада- чу: уменьшить со стороны государственных контрольных и надзорных органов давление на бизнес, не снижая при этом эффективности контрольно-надзорной деятельности. В рамках выполнения этой задачи в 2013 г. в закон № 116-ФЗ введена классификация ОПО, основной целью которой стало установ- ление дифференцированных методов правово- го регулирования на объектах, относящихся к разным классам опасности, то есть внедрение так называемого риск-ориентированного под- хода. Все ОПО в зависимости от уровня потен- циальной опасности аварий подразделяются на четыре класса опасности: ОПО чрезвычайно высокой опасности (I класс), высокой (II класс), средней и низкой опасности (III–IV классы). Законодательно установив риск-ориентирован- ный подход, Ростехнадзор фактически приме- нил новые подходы к контрольно-надзорной деятельности (КНД), которые позднее были установлены федеральными законами "О госу- дарственном контроле (надзоре) и муници- пальном контроле в Российской Федерации" № 248-ФЗ (далее – закон № 248-ФЗ) и "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" №247-ФЗ (далее – закон№247-ФЗ), принятыми 31.07.2020 г. Реформа контрольно-надзорной деятельности была запущена после утверждения Правитель- ством РФ 29.05.2019 г. № 4714п-П36 "Дорож- ной карты по реализации "регуляторной гиль- отины", в рамках которой Ростехнадзор пол- ностью пересмотрел нормативную базу, содер- жащую обязательные требования. август – сентябрь 2023 www.secuteck.ru Елена Кловач Генеральный директор ЗАО "Научно-технический центр исследования проблем промышленной безопасности", д.т.н., профессор www.ohranatryda.ru Развитие законодательства в области промышленной безопасности Законодательство по промышленной безопасности появилось в российском право- вом поле более 25 лет назад, после принятия Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее – закон № 116-ФЗ). Время разработки и вступления закона в силу совпало с зарождающимися в стране рыночными отношениями и формированием нового правового пространства

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw