Журнал "Системы Безопасности" № 4‘2023

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 33 С 01.01.2021 г. вступили в силу более 50 новых (пересмотренных) федеральных норм и правил в области промышленной безопасности (далее – ФНП). Принципы реформирования КНД заложены прежде всего в законе № 248-ФЗ. Новые тен- денции осуществления государственного конт- роля (надзора), установленные этим законом, сводятся к следующему: l при осуществлении государственного контро- ля проведение профилактических мероприя- тий, направленных на снижение риска причи- нения вреда (ущерба), является приоритет- ным по отношению к проведению контроль- ных мероприятий; l государственный контроль (надзор) должен обеспечивать стимулы к добросовестному соблюдению обязательных требований и минимизацию потенциальной выгоды от нарушений обязательных требований; l выбираемые профилактические мероприя- тия, меры по пресечению или устранению нарушений обязательных требований долж- ны быть соразмерны характеру нарушений обязательных требований и возможному вреду; l должностные лица надзорного органа обяза- ны разъяснять контролируемому лицу его права, обязанности и ответственность и обес- печивать возможность осуществления этих прав; l деятельность контрольного органа по осу- ществлению контроля является открытой, если информация не является государствен- ной или коммерческой тайной. Акценты сделаны на приоритете профилактиче- ских мероприятий над надзорными и на приме- нении риск-ориентированного подхода (сораз- мерность требований и действий характеру нарушений и возможному вреду). Закономер- но, что значительное место в законе № 248-ФЗ посвящено теме риска, много новых требова- ний, таких как деятельность надзорного органа по определению вероятности возникновения риска и масштаба вреда (ущерба) для охраняе- мых законом ценностей (оценка риска), осу- ществление на основе оценки рисков профи- лактических и контрольных мероприятий в целях обеспечения допустимого уровня риска (управление риском), закрепление в рамках каждого вида государственного контроля допу- стимого уровня риска в ключевых показателях вида контроля. Появилось новое понятие "индикатор риска" – это соответствие или отклонение от парамет- ров объекта контроля, которые сами по себе не являются нарушениями обязательных тре- бований, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии таких нарушений и риска причинения вреда. Перечень индика- торов риска утверждается соответствующим федеральным органом исполнительной вла- сти. Приказом Ростехнадзора от 23.11.2021 г. № 397 утвержден Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении Ростехнад- зором надзора в области промышленной без- опасности. Отдельная глава закона "О государственном контроле…" посвящена профилактическим мероприятиям, к которым относятся: инфор- мирование, обобщение правоприменитель- ной практики, меры стимулирования добро- совестности, объявление предостережения, консультирование, самообследование (под- надзорный объект может принять декларацию соблюдения обязательных требований и направить ее в надзорный орган), профи- лактический визит. В законе № 247-ФЗ определен исчерпываю- щий перечень актов, в которых могут уста- навливаться обязательные требования и установлены абсолютно новые требования, касающиеся порядка вступления в силу нор- мативных правовых актов (НПА): положения НПА должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября, но не ранее, чем по истечении 90 дней после официального опубликования (не касается НПА, прини- мающихся в форс-мажорных обстоятель- ствах) и срок действия НПА не должен пре- вышать шести лет. Именно поэтому во всех ФНП указано, что они действуют до 01.01.2027 г. Федеральным законом от 11.06.2021№170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законо- дательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" внесены изменения и в закон № 116-ФЗ. Уточнен предмет федерального государственного надзора в области промыш- ленной безопасности – это соблюдение обя- зательных требований: l по безопасному ведению работ, включая работы, связанные с пользованием недрами, на ОПО; l промышленной безопасности к эксплуатации ОПО, применяемых на них ТУ, а также зданий и сооружений ОПО; l обоснования безопасности ОПО в случае, если деятельность осуществляется с примене- нием такого обоснования безопасности; l пожарной безопасности при ведении подзем- ных горных работ, при производстве, транс- портировке, хранении, использовании и ути- лизации ВВ на ОПО; l лицензионных к деятельности по эксплуа- тации взрывопожароопасных и химиче- ски опасных производственных объектов I–III классов опасности; l установленных техническими регламентами. Законодательно установлены виды профилак- тических мероприятий: информирование; обобщение правоприменительной практики; объявление предостережений; меры стимули- рования добросовестности, предусматриваю- щие оценку соответствия эксплуатанта ОПО критериям добросовестности за пять лет; кон- сультирование. В настоящее время работа над совершенство- ванием закона № 116-ФЗ продолжается. На разных стадиях рассмотрения и согласования находится три проекта федеральных законов о внесении изменений и дополнений в закон № 116-ФЗ в части законодательного урегули- рования механизма проверки готовности физи- ческих лиц и организаций к выполнению сва- рочных работ на ОПО, установления случаев, при которых допускается не применять сумма- цию опасных веществ при определении класса опасности, и в части требований к эксплуатации технических устройств и зданий и сооружений на ОПО. n www.secuteck.ru август – сентябрь 2023 Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru Р еформа контрольно-надзорной деятельности была запущена после утверждения Правительством РФ 29.05.2019 г. № 4714п-П36 "Дорожной карты по реализации "регуляторной гильотины", в рамках которой Ростехнадзор полностью пересмотрел нормативную базу, содержащую обязательные требования З аконодательно установлены виды профилактических мероприятий: информирование; обобщение правоприменительной практики; объявле- ние предостережений; меры стимулирования добросовестности, пред- усматривающие оценку соответствия эксплуатанта ОПО критериям доб- росовестности за пять лет; консультирование Редакция советует Вопросы промышленной безопасности и охраны труда в современных компаниях приобретают все большую значимость при планировании стратегического развития. Представители как крупных, так и небольших организаций осознают важность безопасности и готовы к инвестициям в этой области. Достойные решения представляют наши партнеры – компании "СТ Технолоджи", "Интегра-С", "Алкотектор", "Малленом Системс". А независимые эксперты рассказали об эффективных технологиях и новых вопросах, которые приходится решать специалистам по охране труда и промышленной безопасности. Читайте в журнале "Системы безопасности" № 3/2023 на стр. 34.

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw