Журнал "Системы Безопасности" № 4‘2023

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 36 П оскольку транспорт играет огромную роль в экономической деятельности любого государства, то неотъемлемым требованием к транспортной инфраструктуре является спо- собность противостоять любым видам преступ- ных посягательств [1]. Меры защиты транспорта Одной из таких мер является оценка уязвимости (ОУ), в процессе проведения которой аккреди- тованные специализированные организации определяют степень защищенности конкретного объекта транспорта или транспортного сред- ства, конфигурацию и границы зоны транспорт- ной безопасности (территорию, где устанавли- вается особый режим допуска) и рекомендуют, какие меры необходимо предпринять для защиты выявленных уязвимых участков [2]. В большинстве случаев анализ потенциальных угроз совершения АНВ проводят методом ран- жирования потенциальных угроз с учетом мас- штабности нанесения предполагаемого ущерба, а также степени вероятности реализации АНВ с помощью метода экспертных оценок (метод Дельфи). Для этого экспертная группа проводит парное сравнение угроз, на анализе которого строятся ранжированные списки потенциаль- ных угроз по масштабности и вероятности совершения АНВ [3]. Следующим этапом защиты объекта транспорта на нормативном уровне является план обес- печения транспортной безопасности (ПОТБ), разрабатываемый на основе ОУ. ОУ и ПОТБ – два основополагающих документа, рассказывающие о том, какие уязвимые участки имеет объект и как его защитить, они имеют специальные правила обращения и хранения, которые закреплены постановлением Прави- тельства РФ от 14.11.2022 г. № 2051 (далее – постановление № 2051). Грифы секретности в транспортной сфере Согласно Федеральному закону "О транспорт- ной безопасности" сведения о результатах про- веденной ОУ и ПОТБ объектов транспортной инфраструктуры являются информацией ограниченного доступа. Если же транспортный объект находится в непо- средственном ведении федерального органа исполнительной власти (как, например, искус- ственные сооружения дорожного хозяйства, стоящие на балансе Росавтодора), то сведения о результатах проведенной ОУ и ПОТБ являются сведениями, составляющими государственную тайну, которым присваивается гриф "секретно". Информация ограниченного доступа – инфор- мация, доступ к которой ограничен в интересах обеспечения национальной безопасности в соответствии с законодательством о госу- дарственных секретах и иными нормативно- правовыми актами, регулирующими отношения в области защиты государственных секретов. На носителях информации ограниченного доступа проставляется пометка "для служебного пользования" (ДСП). Указанная пометка и номер экземпляра проставляются в правом верхнем углу первой страницы бумажного носителя информации ограниченного доступа или на первой странице сопроводительного письма к иным материальным носителям. Существуют различные признаки, по которым классифицируется информация. С точки зрения защиты информации наиболее интересной является классификация по категории доступа. В соответствии с Федеральным законом РФ от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите инфор- мации" информация, в зависимости от категории доступа к ней, подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа). В зависимости от порядка предоставления или распространения информация также подразде- ляется на: l информацию, свободно распространяемую; l информацию, предоставляемую по соглаше- нию лиц, участвующих в соответствующих отношениях; l информацию, которая в соответствии с феде- ральными законами подлежит предоставле- нию или распространению; l информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается. СССР: 5 степеней секретности Документация с пометкой ДСП в нашу быт- ность, в отличие от советских времен, не отно- сится к сведениям, составляющим государст- венную тайну. Эпоху Советского Союза стоит считать, пожалуй, самой бюрократизирован- ной: тогда существовало целых пять степеней секретности информации. Самой слабой степе- нью секретности был гриф "ДСП". Потом шли грифы "секретно", "совершенно секретно", "осо- бой важности" и "особая папка". В ходе защиты любой информации ограничен- ного распространения и (или) ограниченного доступа "механизм защиты основывался на раз- решительном принципе права, когда, по сути, вся информация имела ограниченный доступ [4]. В конце существования Советского Союза на фоне развития процессов демократизации советского государства и общества принимает- ся ряд решений, направленных на опубликова- ние и обнародование нормативно-правовых актов и иных документов СССР, ранее призна- вавшихся не подлежащими оглашению. Тогда же происходит ослабление защиты госу- дарственной и служебной тайны и контроля за действиями допущенных и заинтересованных лиц. Систематическое нарушение как установленных режимов государственной и служебной тайн, так и нарушение данными режимами информацион- ных прав граждан, имевшее место на фоне острой политической борьбы, – так можно охарактеризо- вать состояние режима служебной тайны к концу советского периода. Но в то же время понятия ука- занных тайн и их режимы сохраняются и продол- жают использоваться как в практике деятельности государственных органов управления и их реше- ниях, так и в законодательстве. Таким образом, к началу 90-х гг. XX века в рос- сийском законодательстве оформилась ситуация, при которой на фоне активного использования государственными органами режима служебной информации ограниченного доступа (служебной тайны) и наличия уголовной ответственности за передачу данных сведений иностранным органи- зациям и их представителям, существования совокупности документов, устанавливавших дан- ный режим, система защиты служебной тайны имела достаточное число пороков: она не была логически выверена и основана на определенной продуманной модели. Всякий раз то или иное решение в данной области принималось в угоду действующий политике и оперативной служебной ситуации. Вышеизложенное положение послужило отправной точкой развития законодательства Российской Федерации о служебной тайне и обусловило те проблемы, которые потребо- валось преодолеть [5]. В современной России пошли путем упроще- ния, и сейчас существует только три вида сек- ретности: "секретно" (которая как раз присваи- вается ОУ и ПОТБ объектов транспорта, находя- щихся в непосредственном ведении федераль- август – сентябрь 2023 www.secuteck.ru Иван Тушко Специалист-эксперт в области обеспечения транспортной безопасности, магистр юриспруденции Информация ограниченного доступа Обеспечение транспортной безопасности объектов инфраструктуры, помимо зако- нодательства Российской Федерации, регламентируется еще и внутренними доку- ментами субъекта транспортной инфраструктуры, большинство из которых предна- значены только для служебного использования, являясь информацией ограниченного доступа. Поговорим о том, какие документы по защите объектов транспорта являются основными, а также о правилах хранения и обращения с такой информацией

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw