Журнал "Системы Безопасности" № 4‘2023

С И С Т Е М Ы К О Н Т Р О Л Я И У П Р А В Л Е Н И Я Д О С Т У П О М 41 www.secuteck.ru август – сентябрь 2023 СПЕЦПРОЕКТ ИННОВАЦИИ В СИСТЕМАХ КОНТРОлЯ И УПРАВлЕНИЯ ДОСТУПОМ КОЛОНКА РЕДАКТОРА Инновации в СКУД – словесное клише или реальность? Ч асто прихо- дится сталки- ваться с девальва- цией понятий. Некоторые оборо- ты речи и термины не просто стали обыденными, они набили оскомину и порою надоели. К их числу можно отнести и термин "инновационность". Мар- кетологи и пиарщики употребляют его слиш- ком часто к месту и не к месту. Однако надо признать, что инновационность в контексте технологий очень удачно объединяет опре- деления "революционные", "уникальные", "новаторские", "прогрессивные", "перспек- тивные", "прорывные", "новые", "творческие" и пр. Вопрос в том, как можно трактовать инновационность в контексте СКУД и будет ли это обычное словесное клише или объ- ективная реальность. Инновационность возникает там, где появляются новое качество, новые функцио- нальные возможности и свойства продукта. При этом слово "новые" является ключевым и создателем этого нового, неизвестного ранее, является разработчик. Он может соз- дать что-то принципиально новое как сам, так и в качестве ответа на запрос рынка (потре- бителя). Прочная связь "разработчик – потре- битель" – залог того, что новинка не "ляжет на полку", а будет востребована. Есть также понятие синергии, когда удачная комбинация привычных и известных ранее характеристик продукта многократно увеличи- вает один или несколько параметров, являю- щихся значимыми. Говоря слово "значимые", я имею в виду прежде всего потребителя, но для успешности продукта не следует забывать об инсталляторе, проектировщике и других участниках процесса внедрения. Так вот, про- явление синергетического эффекта является еще одним признаком инновационности. Уметь соединить воедино привычные вещи так, что потребитель ахнет, – это тоже дар. К чему все эти рассуждения? Очень рекомен- дую ознакомиться с экспертным опросом, в котором обсуждается тема инновационно- сти в области СКУД. Она интересна именно своей концептуальностью и возможностью узнать взгляды на этот вопрос специалистов разных компаний. Алексей Гинце Редактор раздела "Системы контроля и управления доступом", директор по связям с общественностью компании "ААМ Системз" Петр Кейдунов, ЦКТ Системы контроля и управления доступом – это довольно широкий сегмент рынка. Я готов обсуждать сегмент, в котором имею опыт, – это СКУД для транспорта. Данное направление раз- вивается динамично. Все движется к абсолют- ной цифровизации, поэтому задача исключить человека из процесса идентификации транс- порта давно решена. Правда, не все разработ- чики идентифицируют номера ж/д транспорта (вагонов) без участия человека. Иногда это уча- стие условно: ответственному специалисту необходимо одной кнопкой подтвердить кор- ректность распознавания всех вагонов. Понят- но, что кнопку можно убрать, но тут дело в ответственности. В промышленности использу- ется старый подвижной состав с нечитаемыми номерами вагонов или нанесенными не по ГОСТу. Кто будет ответственным за некорректное распознавание в данном случае – разработчик? Или владелец вагона? Или принимающая сто- рона, которая не идентифицировала транспорт, что не позволило вести его учет? А в некоторых сегментах СКУД ограничена нор- мативными аспектами и законодательной базой. Например, нельзя в МФЦ или в банке полностью исключить участие персонала, внед- рив биометрический контроль доступа. Его обя- зательно нужно сочетать с другим форматом идентификации, потому что по закону человек имеет право отказаться от предоставления био- метрических данных. Максим Горяченков, НВП "Болид" СКУД определенно не является наиболее кон- сервативным сегментом из-за того, что он не так жестко зарегламентирован, как, скажем, сегмент систем пожарной автоматики. СКУД подлежит обязательной сертификации только в частных случаях, например для применения на объектах транспортной инфраструктуры. Возможно, ситуация изменится в негативную сторону для развития биометрических систем из-за нового 572-ФЗ, регламентирующего идентификацию с использованием биометри- ческих персональных данных. Михаил Иванов, Sigur Пожалуй, я бы поспорил с данным утвержде- нием. СКУД, как и системы видеонаблюдения, являются системами "двойного назначения". Они, как правило, имеют не только составляю- щую безопасности, но и ощутимое бизнес- применение, а поэтому требуют пристального внимания вендора, чтобы соответствовать потребностям потребителя. Но, повторю еще раз, соответствие современным нуждам поль- зователя не означает, что система должна постоянно менять свою технологическую плат- форму, главное – обеспечивать пользователя гибкими возможностями, хорошей поддерж- кой и экспертизой. Игорь Кудинов, Облачные решения Абсолютно точно нет. В индустрии технических средств безопасности есть куда более консер- вативные рыночные сегменты. Например, системы и средства пожарной безопасности, где роль первой скрипки всегда брали на себя регуляторы и где любые изменения происходят крайне редко и очень медленно. Игорь Ядрихинский, PERCo Можно сказать, что инновации являются результатом взаимодействия различных участ- ников рынка. Запросы и потребности пользо- вателей являются важным фактором, стимули- рующим развитие рынка СКУД. Обратная связь от клиентов, а также их запросы на определен- ные функции или улучшения могут способ- ствовать разработке новых продуктов и совер- шенствованию существующих. Инсталляторы и торговые компании зачастую являются посред- никами между производителями и пользова- телями, сообщая разработчикам, какой имен- но функционал пользуется спросом у клиентов и каких возможностей не хватает той или иной системе или оборудованию. Инсталляторы и проектировщики также предоставляют про- изводителям обратную связь по линии монта- жа и проектирования. В свою очередь, вендо- ры инвестируют в исследования рынка и раз- работку новых технологий. Денис Иванов, Итриум СПб Инновации часто связывают с потребителем. Есть даже такое понятие, как demand-driven innovation – инновации, идущие от нужд потребителя. Но мне представляется, что тех- нологическими прорывами становятся реше- ния, рожденные разработчиками-визионера- ми: будучи представленными, они форми- руют вокруг себя ранее не существовавшие рынки для инновационных, ранее не суще- ствовавших продуктов. А вот дальнейшая эво- люция таких продуктов часто как раз demand- driven innovation. Хотя, конечно, тут много диалектики… Евгений Золотарев, Делетрон Главным драйвером инноваций в области систем контроля и управления доступом, как и в других направлениях, в сфере безопасности является появление новых рисков и угроз, как внешних, так и внутренних. Кто чаще является драйвером инноваций – разработчики, проектировщики, торговые компании, инсталляторы, пользователи? С КУД определенно не является наиболее консервативным сегментом из-за того, что он не так жестко зарегламентирован, как, скажем, сег- мент систем пожарной автоматики

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw