Журнал "Системы Безопасности" № 4‘2023

В И Д Е О Н А Б Л Ю Д Е Н И Е И В И Д Е О А Н А Л И Т И К А 50 Г рамотно организованная система видеона- блюдения должна обеспечивать соблюде- ние установленного режима, упрощать работу оператора (диспетчера) и быть совместимой с уже существующими системами безопасности (охранной сигнализацией, контролем доступа и т.п.). Реализация подобной системы в секторах госу- дарственной, гражданской и эксперименталь- ной авиации, помимо очевидной проблемы стоимости, может столкнуться с правовыми и организационными сложностями. Некоторые правовые коллизии регулирования организации видеонаблюдения Прежде всего следует привести требования Федерального закона №107-ФЗ от 03.04.2023 г. "О внесении изменений в Федеральный закон "О транспортной безопасности" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который отменяет понятие "авиационная без- опасность", и, как следствие, выводит из при- менения следующие документы: l постановление Правительства РФ от 01.02.2011 г. № 42 "Об утверждении Правил охраны аэро- портов и объектов их инфраструктуры"; l приказ Минтранса России от 28.11.2005 г. № 142 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования авиа- ционной безопасности к аэропортам" (далее – ФАП-142); l приказ Минтранса РФ от 25.07.2007 г. № 104 "Об утверждении Правил проведения пред- полетного и послеполетного досмотров". август – сентябрь 2023 www.secuteck.ru Эдуард Иванов Руководитель ПТАБ БУ РК "Аэропорт Петрозаводск" www.sun9-25.userapi.com Г рамотно организованная система видеонаблюдения должна обес- печивать соблюдение установленного режима, упрощать работу опера- тора (диспетчера) и быть совместимой с уже существующими системами безопасности Организация видеонаблюдения в секторах государственной, гражданской и экспериментальной авиации Организация системы видеонаблюдения на объектах транспортной инфраструктуры, как, впрочем, и на всех объектах, где действует особый режим, является первооче- редной задачей. Современные решения позволяют обеспечивать контроль перимет- ра, особых зон, внедрять различные сценарии реагирования на тревожные сигналы и осуществлять визуальное ведение опознанных и неопознанных целей Т ехнологии искус- ственного интел- лекта (ИИ) пока используют главным образом как бес- платного помощни- ка в написании про- граммного кода при разработке систем, но недалек тот день, когда GPT-подобные технологии будут управлять реальными система- ми безопасности на "живых" объектах. Админи- страторы смогут поручить ИИ выполнение самых сложных сценариев при обнаружении тех или иных нештатных ситуаций на объекте. Вполне вероятно, что именно внедрение ИИ даст мощный толчок реальной интеграции не только систем безопасности, но и вообще всех инженерных систем объекта. В качестве источ- ников информации новая система управления будет иметь сигналы от пожарных и охранных извещателей, от датчиков состояния лифтов, систем пожаротушения, электроснабжения, вентиляции, дымоудаления, освещения, отоп- ления, канализации, водоснабжения и, конеч- но, от системы видеонаблюдения. Данные от этих систем будут подвергаться мгновенному, изощренному анализу и сопо- ставлению между собой. По результату анали- за данных ИИ примет решение, какие события являются ложными тревогами, какие свиде- тельствуют о неисправности тех или иных эле- ментов, а какие требуют немедленного реаги- рования. В случае тревоги в ход пойдет тот или иной сценарий (умный дом откроет/закроет нужные двери, клапаны, рубильники и заслон- ки, выключит/включит те или иные устройства без участия человека), а система оповещения тут же доведет нужную информацию до нуж- ного человека или до всех людей, находящих- ся в здании. При этом сценарий может быть как одним из ранее введенных оператором, так и самостоятельно придуманным искус- ственным интеллектом, являющимся опти- мальным для данной конкретной ситуации. Хочется верить, что создатели таких интеллек- туальных систем смогут намертво вбить в элек- тронные мозги первый закон робототехники Азимова о непричинении вреда человеку. Иначе когда-нибудь может реализоваться зло- вещий голливудский сюжет о восстании машин в конкретном умном доме, а то и в целом умном городе. При этом чем больше исполни- тельных устройств подключено к ИИ, тем страш- нее могут быть последствия такого бунта. n Михаил Арсентьев Редактор раздела "Видеонаблюдение", коммерческий директор ООО "Артсек" КОЛОНКА РЕДАКТОРА Искусственный интеллект и системы безопасности

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw