Журнал "Системы Безопасности" № 4‘2023
К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 67 "Неисправность источника питания" сопро- вождается перегоранием светового единично- го индикатора (СЕИ) "Сеть" и одновременным свечением СЕИ "АКБ". (А что? Тест-контроль исправности единичных световых индикато- ров (СЕИ) при наличии на корпусе РИП 5 (!) СЕИ отсутствует.) Помогут вышеупомянутые сообщения "разрулить" ситуацию? Вряд ли. Причина неисправности будет установлена после углубленного анализа, но потом. Пред- лагаю поменять названия прежних сообщений на следующие сообщения – "Неисправность РИП" и "Перегрузка РИП". 6. По поводу СЕИ "Сеть", "АБ", "Авария", "12 В" или "24 В", которые можно увидеть на лицевых панелях современных РИП (ИБЭ). С одной сто- роны, информативность для определения состояния системы энергоснабжения (СЭС) защищаемого объекта неплохая. Но вот что беспокоит: каждый индикатор – это входная переменная, по которой определяется состоя- ние СЭС. Все возможные состояния СЭС, свя- занные с индикаторами, можно представить в виде таблицы истинности, которая в качестве примера представлена в табл. 2. Включать СЕИ "RS-485" в одну линейку с другими СЕИ нет надобности, так как он не связан с СЭС. В табл. 2 "1" соответствует включению СЕИ, а "0" – выключенному состоянию СЕИ. Таким образом, становится возможным определить 16 состояний СЭС благодаря четырем световым индикаторам. Разработчикам РИП необходимо проанализировать все возможные комбинации свечения индикаторов и в виде представленной таблицы поместить материал в техническое описание (руководство по эксплуатации, пас- порт и т.д.) РИП. Число строк таблицы может быть сокращено за счет комментария "Невоз- можная комбинация". Невозможная комбинация При технической реализации сигнализации того или иного события необходимо помнить, что подготовленный летчик должен контроли- ровать 400 параметров в минуту, а штурман – 600 параметров. При возникновении нештат- ной ситуации в кабине пилота мигает световой индикатор опасных режимов, светится сиг- нальное табло (экран) с кратким текстом ситуации, а в наушниках летчик слышит голо- совое сообщение, воспроизводимое при- ятным женским голосом: "Джон, если хочешь увидеть свою Мэри, выпусти, пожалуйста, шасси!" Так это для подготовленного летчика. А если этому же летчику представить реализо- ванные в РИП ситуации, которые сопровож- даются одновременным включением СЕИ в желто-зеленой гамме сигнальных цветов таких сообщений, как: а) "Неисправность ЗУ": l сигнализатор "Сеть"; l сигнализатор "24 В"; l сигнализатор "Авария" с частотой 4 Гц; l сигнализатор "АБ" с частотой 4 Гц; l звуковой сигнализатор с периодом 0,8 с. или б) "Повышенное напряжение на выходе РИП" – с частотой 1 Гц четырех сигнализаторов "Сеть", "Авария", "АБ", "RS-485", то он без раздумий катапультируется. 7. Несколько слов о световом индикаторе "АБ" и измеряемых величинах "Напряжение на АБ", "Емкость АБ", "Степень заряда АБ", "Время до замены АБ". Основополагающим НПД по электрооборудованию СПЗ является СП 6.13130.2021, в котором в разделе 4 "Сокращения" приведена аббревиатура АКБ с расшифровкой "аккумуляторная батарея". Такое же сокращение применено в ГОСТ Р 53560–2009. Поэтому законность названия индикатора "АБ" очень сомнительна. Отсут- ствие подхода единой трактовки сокращений для аккумуляторной батареи имеет место. В ряде публикаций авторы применяют сокра- щение АКБ, в то же время в информационном поле разработанного ими РИП применено сокращение "АБ". В разделе 4 "Сокращения" СП 484.131500.2020 приведена аббревиатура ИБЭ с расшифровкой "источник бесперебойного электропитания". По тексту ряда статей и при технической реализа- ции бесперебойных источников питания встре- чаем сокращения РИП, ИБП, БРП, МИП. Понят- но, что многим это сокращения известны, но разночтение с НПД нежелательно. 8. Сообщение "Неисправность батареи" необхо- димо сопроводить градацией "Отсутствие АКБ" с включением световой или звуковой сигнали- зации. Во-первых, потому, что АКБ в составе ППКП своими характеристиками уже более 10 лет заслужили право быть "бесследно исче- зающими" для бытовых нужд. Во-вторых, засту- пающая дежурная смена должна быть уверена, что все в наличии. В-третьих, так требует п. 6.2.3 ГОСТ 53560–2009 для применения в области противокриминальной защиты. 9. Датчик вскрытия "ДВ" корпуса в составе РИП тоже не обделен вниманием. Во-первых, обра- тимся к п. 5.4 СП 484.1311500.2020: "ППКП и ППУ, функциональные модули индикации и управления, ИБЭ следует устанавливать в помещении пожарного поста. Допускается установка указанных устройств и в других помещениях при одновременном выполнении условий: а) обеспечение указанными устрой- ствами уровня доступа 2 (для лиц...) и уровня доступа 3 (для лиц...)". Во-вторых, из текста п. 5.5 того же свода правил следует: "Размеще- ние приборов, функциональных модулей и ИБЭ в помещении пожарного поста следует предусматривать в местах, позволяющих осу- ществлять наблюдение и управление ими, а также техническое обслуживание". Из всего сказанного следует, что: l помещение дежурного поста или другое помещение, в котором размещается РИП, – это служебное закрываемое помещение, что обеспечивает первый уровень защиты от несанкционированного доступа; l дежурный персонал, который находится в помещении или периодически появляется в помещении, – это второй уровень защиты от несанкционированного доступа; l бокс, в котором размещен РИП (МИП), имеет замок – это третий уровень той же защиты; l датчик вскрытия корпуса – это уже четвертый уровень защиты, который не влияет на уровни доступа, но для систем охранной сигнализа- ции выполняет требование п. 6.2.3 ГОСТ Р 53560–2009. Однако с учетом положений п. 7.1.6 ГОСТ Р 53560–2022 "ИЭПВ, предна- значенные для эксплуатации на открытом воз- духе, должны быть оснащены датчиком вскрытия корпуса; ИЭПВ с иными условиями эксплуатации обязательному оснащению дат- чиком вскрытия корпуса не подлежат" имеем усложнение конструкции для обеспечения очень и очень узкого круга задач; l если убрать один из трех первых уровней защиты, то, помимо датчика вскрытия, остаются еще два уровня, и необходимость такого датчика для систем пожарной сигнали- зации вместе с усложнением конструкции МИП вызывает сомнение. Выводы 1. Прежде чем РИП (ИБЭ) приобретет статус устройства с искусственным интеллектом, его разработчикам необходимо проработать мате- риал предложенной статьи. 2. Понятия гарантированного и бесперебойного электропитания приемников уже давно должны быть подробно раскрыты в НПД по ПБ. 3. Не всегда для выполнения поставленных задач и достижения поставленных целей необходимы многофункциональные устрой- ства, техническое состояние которых само нуж- дается в интеллектуальном контроле. n www.secuteck.ru август – сентябрь 2023 Таблица 2. Состояния системы электроснабжения, связанные с индикаторами № п/п Входные переменные – световые индикаторы Состояние СЭС Х1 = Сеть Х2 = АБ Х3 = Авария Х4 = 12В Y = ситуация 0. 0 0 0 0 СЭС полностью отключена 1… 0 0 0 1 Требуется заряд АБ 4. 0 1 0 0 Отказ основных ИП. АБ заряжена 5… 0 1 0 1 Отказ основных ИП. АБ разряжена 8. 1 0 0 0 Нормальная работа СЭС 9. 1 0 0 1 АБ разряжена 10… 1 0 1 0 Авария внешней сети 15. 1 1 1 1 Невозможная комбинация Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw