Журнал "Системы Безопасности" № 4‘2023

К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 68 Д анная деятельность, заключающаяся в определении степени защищенности объ- ектов транспортной инфраструктуры от угроз совершения актов незаконного вмешательства, имеет огромное значение для защиты транспор- та и его стабильного функционирования. Оценка уязвимости занимает крайне важное место в системе принимаемых мер по обеспече- нию безопасности объекта транспорта, так как невозможно осуществлять защиту территории без объективно проведенного анализа слабых мест. Безопасность – цель номер один Сегодня транспорт играет огромную роль в жизни любого современного человека и зани- мает особое место в развитии инфраструктуры города и целого государства. Так как транспорт- ный комплекс крайне важен для экономической деятельности любого государства, то неотъем- лемым требованием к транспортной инфра- структуре является способность противостоять любым видам противоправных действий, в том числе террористическим актам. Обеспечение транспортной безопасности является важнейшей составляющей националь- ной безопасности, отражающей состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в транспортном комплексе. Именно поэтому реализация определяемой государством системы правовых, экономиче- ских, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмеша- тельства (АНВ), так важна для развития страны. Одной из таких мер является оценка уязвимости, в процессе проведения которой аккредитован- ные специализированные организации опреде- ляют степень защищенности конкретного объ- екта транспорта, конфигурацию и границы зоны транспортной безопасности (территорию, где устанавливается особый режим допуска) и реко- мендуют, какие меры необходимо предпринять для защиты выявленных уязвимых участков. Свое место в системе Оценка уязвимости занимает крайне важное место в системе принимаемых мер по обес- печению безопасности объекта транспорта, так как затруднительно осуществлять защиту терри- тории без объективно проведенного анализа слабых мест. Вместе с тем без выявления уязви- мостей невозможно прийти к пониманию, на что направить свою деятельность сотрудникам служб безопасности. Если сгруппировать основные этапы защиты объекта транспорта, то они будут представлять собой следующую последовательность: l категорирование; l оценка уязвимости; l разработка плана (на основе проведенной оценки уязвимости); l реализация плана. Этап проведения оценки уязвимости транспорта можно определить как основной и самый важ- ный, поскольку первый этап (категорирование) подразумевает лишь сбор условной статистики по аналогичным объектам с последующим при- своением категории, а два других этапа (разра- ботка плана и его реализация) напрямую зависят от качества проведенной оценки уязвимости. Обязанность проводить оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры возло- жена как на перевозчиков, так и на организа- ции, на балансе которых есть такие объекты. К объектам транспортной инфраструктуры (ОТИ) относятся: 1. Автомобильный транспорт: мосты, путепро- воды, тоннели, эстакады, автовокзалы, авто- станции. 2. Железнодорожный транспорт и метро- политен: станции, вокзалы, мосты, путе- проводы. 3. Воздушный транспорт: аэропорты, аэродро- мы, топливно-заправочные комплексы, вышки ОРВД, фабрики бортового питания, грузовые и пассажирские терминалы. 4. Морской и речной транспорт: морские тер- миналы, акватории морских портов, порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляются посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности. Из чего состоит оценка Согласно национальному стандарту ГОСТ Р 57119–2016 оценка уязвимости состоит из четырех этапов (рис. 1). Алгоритм работы регламентирован ст. 5 закона "О транспортной безопасности". Согласно тре- бованиям нормативного акта предусматривает- ся следующий порядок оценки уязвимости: 1. Изучаются технологические характеристики элементов транспортной инфраструктуры, попадающих под проверку. Исследуется дисло- кация и то, как используется объект. В заключе- нии приводится подробное описание изучаемых характеристик, определение границ безопасной зоны. Составляется также перечень критических замечаний к самой инфраструктуре. 2. Исследуются возможные способы реализации АНВ в деятельность объектов транспортной сети. Составляется модель нарушителя, согласно которой нарушение нормального режима рабо- ты возможно при использовании данных о чис- ленности пассажиров и технических свойствах. 3. Оценивается действующая на предприятии система административных мер, согласно кото- рым осуществляется защита транспорта и инфраструктуры. В заключении приводится подробное описание рабочего регламента орга- низации, а также соответствие мероприятий действующим требованиям законодателя. 4. Составляется перечень рекомендаций по внедрению новых направлений, которые долж- ны дополнить существующую систему мер по обеспечению безопасности действующей инфраструктуры. Результаты проведенной оценки уязвимости ОТИ должны оформляться специализированной организацией в виде текстового документа август – сентябрь 2023 www.secuteck.ru Иван Тушко Специалист-эксперт в области обеспечения транспортной безопасности, магистр юриспруденции Сотрудники транспортной безопасности https://grand-service.biz Оценка уязвимости транспорта Статья посвящена одному из важнейших этапов обеспечения транспортной безопас- ности – оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, ее практической эффективности, поиску методов улучшения данного направления

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw