Журнал "Системы Безопасности" № 4‘2023
П оследние несколько лет вывели беспилот- ные воздушные суда на новый уровень практического применения как в сфере без- опасности объектов, так и для нанесения с воз- духа террористических или диверсионных атак. Возложенные на службы безопасности крупных топливно-энергетических или промышленных объектов обязанности по защите от беспилот- ников на практике сталкиваются с нормативны- ми барьерами, законодательной неопределен- ностью и отсутствием четких критериев при выборе технических средств и методов защиты верхней полусферы объекта. Военные операции как драйвер развития технологий 4.0 Для того чтобы эффективно противостоять новым угрозам от беспилотных воздушных судов (БВС), требуется в первую очередь пони- мание типов угроз, которые они несут для без- опасности объекта, а также какими технически- ми характеристиками обладают соответствую- щие беспилотники. Современные дроны устроены по-разному, и от того, какие техноло- гии в них заложены, во многом зависит их спо- собность реализовывать угрозы объектам. Заглянув внутрь современных беспилотников, можно отметить передовые решения, обеспечи- вающие их эффективность: бортовой искус- ственный интеллект (нейросетевые техноло- гии), защищенные каналы связи, мультиспек- тральные сенсоры и инерциальные системы навигации, позволяющие продолжить полет при отсутствии (глушении) сигналов спутнико- вых навигационных систем (СНС). Такие воз- можности беспилотникам дал переход мировой экономики на технологии Индустрии 4.0, сопровождаемый активной кооперацией про- изводителей микроэлектроники, комплектую- щих и программного обеспечения. Стремительный рост решений Индустрии 4.0 привел к качественной трансформации рынка беспилотных воздушных судов (БВС) и беспи- лотных авиационных систем (БАС). Наиболее заметны такие изменения на рынке БВС и БАС двойного назначения. Сегодня передовые робототехнические тех- нологии, системы дополненной реальности, искусственный интеллект и большие данные стали основой для развития новых беспи- лотных технологий. Эту тенденцию можно отнести и к развитию систем защиты объ- ектов. При высоком уровне интеграции под- систем безопасности объекта в единое информационное пространство системы сбора и обработки информации (ССОИ) наблюдается качественный рост эффектив- ности внедряемых технологий. Эффектив- ность от такой трансформации достигает максимальных значений именно при задей- ствовании всех составляющих Индустрии 4.0. Важно отметить, что подобная трансформация не может быть достигнута за счет модернизации существующих технологий и промышленного уклада. Переход требует создания новых отрас- лей, профессий, технических решений и зако- нодательной базы. Верхняя полусфера. Задачи защиты объектов Существующие технологии изготовления мало- размерных летательных аппаратов и доступ- ность комплектующих на рынке позволяют сего- дня не только исследовать уязвимости физиче- ской защиты объектов с воздуха, но и непо- средственно доставлять взрывчатые или отрав- ляющие вещества с помощью дронов. Количество выпускаемых мелкими мастерскими дронов, способных нести такую угрозу, дости- гает тысяч в месяц (в среднем один сборщик собирает 60–100 боевых дронов в месяц). Несомненно, риски применения таких угроз против гражданской инфраструктуры и про- мышленных объектов возрастают с каждым днем. Активное применение технологии 3D-печати позволяет адаптировать конструкцию дронов под конкретные боевые задачи, и если раньше на разработку новых образцов уходили месяцы, то сегодня этот процесс происходит непрерыв- но, постоянно совершенствуя летно-техниче- ские характеристики беспилотников, целевые нагрузки и системы сброса. В этой связи необходимо контролировать верх- нюю полусферу над объектами, обеспечивая в первую очередь защиту от малоразмерных летательных аппаратов. В текущей ситуации существует несколько типов угроз с воздуха объектам промышленности и ТЭК: l разведывательные дроны для анализа реак- ции сил и средств защиты; l FPV-дроны для прицельного огневого пора- жения; l электрические крылья для скрытого наблюде- ния или атаки; l электрические мультикоптеры для сброса; август – сентябрь 2023 www.secuteck.ru АНТИДРОН К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 82 Олег Шилов Член комитета по беспилотному транспорту общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Рис. 1. Самолет-камикадзе Эффективная защита периметра объектов от атак беспилотников В настоящей статье рассматриваются подходы, позволяющие наиболее эффективно выбрать способы защиты и минимизировать риски от применения специальных тех- нических средств противодействия беспилотникам https://www.gazeta.ru
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw