Журнал "Системы Безопасности" № 4‘2023

6. Более тяжелые БПЛА с взрывчатыми веще- ствами способны переносить крупные электри- ческие мультикоптеры. Отличительная особен- ность таких дронов – это способность подни- маться на значительную высоту и "перепрыги- вать" рубеж РЭБ-защиты. Как и FPV-дронам, такому классу крайне трудно противодейство- вать. В завершение обзора дронов, представляющих угрозу, выделим БВС самолетного типа верти- кального взлета и посадки (VTOL) для доставки взрывчатых веществ на большие расстояния. Данные БВС сочетают в себе преимущества полета самолета на большие расстояния с воз- можностью взлета и посадки с неподготовлен- ных площадок. VTOL не требует катапульты, легок в сборе и может преодолеть до 500 км. Вес груза – до 15 кг. Способен нести несколько БПБ. Большой отсек внутри фюзеляжа позволяет разместить разнообразное навигационное оборудование, включая системы с искусственным интеллектом (ИИ) для поиска целей и автономного сброса. Приведенный обзор типов БВС, способных нести угрозу крупным топливно-энергетическим или промышленным объектам, показывает, насколько разнообразны БВС по своим ТТХ, тактике применения и возможностям. Упреждение угроз Современные БВС двойного назначения реали- зуют технологии Индустрии 4.0 на базе глубоко интегрированных электронно-вычислительных систем, включающих нейросетевые модули с ИИ. Такие системы обладают развитым функциона- лом и продвинутыми возможностями навига- ции, помехоустойчивой цифровой связи, поиска и обнаружения целей. Возможности современных беспилотников в первую очередь определяются уровнем раз- вития их электронных бортовых систем и во вторую – характеристиками носителя. Это прин- ципиальное отличие произошедшей технологи- ческой революции. Для создания эффективной защиты периметра объектов от атак беспилотников с воздуха тре- буется специализированная классификация новых типов угроз. Такая классификация позво- лит разграничить полномочия силовых структур и служб безопасности объектов при принятии решений и ликвидации угроз. В настоящее время определенную трудность представляет ситуация, при которой невоз- можно установить принадлежность беспилот- ника. Большую значимость в мониторинге воз- душной обстановки призваны сыграть созда- ваемые региональные и отраслевые операто- ры беспилотных воздушных судов, осуществ- ляющих эксплуатацию парка БВС в интересах государственных и коммерческих заказчиков. Системы мониторинга таких операторов поз- волят оперативно информировать органы вла- сти и силовые структуры о легальных БВС, оборудованных специализированными ответ- чиками, а дроны, не отвечающие требованиям безопасности, будут автоматически расцени- ваться как угроза. Мультирубежность – новый подход к безопасности Классические принципы эшелонированной защиты предполагают использование несколь- ких фиксированных рубежей безопасности (обнаружения или охраны). Использование нескольких рубежей повышает устойчивость систем безопасности и физической защиты к угрозам. Подобный подход можно использо- вать и при построении систем физической защиты верхней полусферы, где на первом рубеже происходит обнаружение, а на после- дующих противодействие. Однако реализация подобных систем по классической схеме может быть крайне затратной, а по факту использова- ния – малоэффективной. В то же время особое внимание при выборе способов и технологий противодействия угро- зам атак с воздуха следует уделить времени, необходимому для обнаружения угрозы и при- нятия мер по противодействию, поскольку в большинстве случаев счет идет на минуты, а иногда и секунды. Наиболее приемлемой в такой ситуации может стать дополнение существующей системы без- опасности новыми виртуальными (динамиче- скими) рубежами. Это позволяет наращивать защищенность объекта без внесения существен- ных изменений в существующие решения по защите периметра и, таким образом, преодо- леть часть нормативных ограничений. Переход к такой мультирубежной модели поз- воляет реализовать риск-ориентированную модель защиты при сохранении базового уров- ня защищенности объекта. Сквозные цифровые технологии позволяют вести постоянный контроль основных показате- лей риска и защищенности, работать на упреж- дение негативных ситуаций на основе сбора объективной, актуальной и полной информа- ции и ее обработки средствами ИИ в режиме реального времени. Автоматизация основных процедур мониторин- га и реагирования при применении ИИ повы- шает готовность к нейтрализации угроз наравне с проведением тренировок и учений. Противодействие беспилотникам Обнаружение БПЛА возможно несколькими способами, включая основные: l активную радиолокацию; l визуальное наблюдение (в видимом и инфракрасном диапазонах); l пассивную радиолокацию (радиоразведку); l акустический мониторинг; l идентификацию посредством приема сигна- лов бортовых ответчиков. август – сентябрь 2023 www.secuteck.ru АНТИДРОН К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 84 Рис. 4. Нейтрализованный VTOL-самолет www.m24.ru Рис. 5. Противодронные ружья www.autelpilot.com

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw