Журнал "Системы Безопасности" № 4‘2023
О Х Р А Н Н А Я И П О Ж А Р Н А Я С И Г Н А Л И З А Ц И И . П О Ж А Р Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь 87 www.secuteck.ru август – сентябрь 2023 Н а сегодняшний день обяза- тельной маркиров- ке подлежат в основном товары "народного потреб- ления": алкоголь- ная и табачная про- дукция, лекарст- венные препараты, парфюмерия и кос- метика, изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, шины для автотранс- портных средств, одежда и обувь, товары для детей и т.п. Маркировка была введена с целью обеспечить контроль качества и безопасности товаров на рынке, а также для борьбы с конт- рафактной продукцией. Очевидно, что при этом затраты на поддержание инфраструктуры системы маркирования были обоснованы. Предложение распространить эту практику на рынок, в основе своей B2B, систем пожарной автоматики (СПА) и пожаротушения вызвал неоднозначную реакцию производителей и профессионального сообщества. Отношение производителей средств обеспечения пожарной безопасности к новой инициативе Инициатива была поддержана предприятиями, выпускающими первичные средства пожароту- шения, и прежде всего огнетушители. Именно этот сегмент рынка наиболее близок к B2C и потому страдает от контрафактной продукции. Позиция производителей систем автоматики в основном свелась к тому, что различные при- боры, контроллеры, извещатели и т.п. не отно- сятся к категории потребительских товаров. Элементы СПА – сложные изделия, которые очень трудно фальсифицировать с техниче- ской точки зрения. Кроме того, не только сер- тификация оборудования СПА, но и вопросы его применения на объектах защиты регламен- тируются нормативными документами МЧС России. Поставка продукции пожарной авто- матики конечному потребителю, то есть собст- веннику оснащаемого объекта, в большинстве случаев производится не по договору купли- продажи, а в рамках договора подряда, где само оборудование пожарной автоматики является частью противопожарной системы и внедряется в рамках работы по оснащению объекта. Попытка применения в системе "конт- рафактного" прибора приведет к тому, что система окажется неработоспособной и просто не сможет быть сдана в эксплуатацию в соот- ветствии с требованиями ГОСТ Р 59638–2021, ГОСТ Р 59639–2–021 и др. При этом внедре- ние системы маркирования потребует исполь- зования терминалов учета и подключения к электронной системе документооборота не только у поставщиков в логистической цепоч- ке, но и у подрядчиков – монтажных органи- заций. Обеспечить это проблематично в силу расположения множества оснащаемых объ- ектов и производства работ вне доступа к сети "Интернет", а кроме того, это влечет за собой дополнительную финансовую и организацион- ную нагрузку на малый бизнес. Возможные последствия введения обязательной маркировки Директивное включение оборудования СПА в перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, при- ведет к повышению стоимости продукции и снижению ежемесячного объема ее про- изводства за счет внедрения дополнительных технологических операций. Это может привнес- ти дополнительные инфляционные издержки для государства, которые совершенно не оправ- данны ввиду неясных достигаемых целей. Кроме того, элементы современных адресных систем в состоянии передавать подробную информацию о себе: сведения о серийном номере изделия, модели, дате выпуска, переч- не верифицированных технологических опе- раций на стадии производства, о текущих экс- плуатационных параметрах. Развитие такого подхода представляется наиболее отвечаю- щим актуальным вопросам и требованиям МЧС по оснащению объектов оборудованием пожарной автоматики и его контролю. Разумный подход к решению вопроса В результате изучения мнений различных производителей и отраслевых объедине- ний становится понятно, что распростране- ние практики обязательной маркировки целесообразно прежде всего на те виды товаров, большой объем которых продает- ся через розничные магазины и торговые сети конечным потребителям и работоспо- собность которых по тем или иным причи- нам бывает сложно проверить при установ- ке на объект. При этом "маркировка ради маркировки" сложного оборудования и электроники, которые обязательно проверяются при вводе в эксплуатацию и в дальнейшем обслуживаются лицензированными органи- зациями, могут лишь увеличить затраты на их внедрение без какой-либо практической пользы. n Максим Горяченков Редактор раздела "ОПС, пожарная безопасность", руководитель отдела технической поддержки ЗАО "НВП "Болид" КОЛОНКА РЕДАКТОРА Нужна ли обязательная маркировка средств обеспечения пожарной безопасности? В августе 2023 г. под эгидой МЧС России началась проработка вопроса о включении средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения в утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 г. № 792-р перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации Р аспространение практики обязательной маркировки целесообразно прежде всего на те виды товаров, большой объем которых продается через розничные магазины и торговые сети конечным потребителям и работоспособность которых по тем или иным причинам бывает слож- но проверить при установке на объект https://cdn-zaryakubani.storage.yandexcloud.net/
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw