Журнал "Системы Безопасности" № 5‘2018

О П С , П О Ж А Р Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь n w w w . a l l - o v e r - i p . r u 176 В статье рассмотрены проблемы использования пожарной автоматики на стационарных линей- ных сооружениях метрополитена. При этом задачу своевременного адресного обнаружения призна- ков пожаров и их эффективного тушения на ран- ней стадии как задачу пожарной профилактики следует рассматривать в приоритетном порядке на всех стадиях проектирования и строительства. В данном контексте особую значимость для линей- ных объектов метрополитена приобретает пра- вильный выбор типа пожарной автоматики [1]. Пожарная опасность линейных объектов метрополитена К линейным объектам метрополитена относятся: l транспортные тоннели (перегонные, тупико- вые, соединительные); l эскалаторные тоннели; l обходные кабельные тоннели станций; l вентиляционно-кабельные каналы под плат- формами станций. Пожарная опасность линейных объектов пред- определена их технологическим назначением, конструктивными особенностями, пожарной нагрузкой, а также характеристиками эксплуата- ционных режимов оборудования, размещенного в них. Для понимания задач и выбора типов пожарной автоматики следует рассмотреть пожарную опасность каждого вида из всего перечня линейных объектов метрополитена. Транспортные тоннели Транспортные тоннели следует рассматривать как линейные подземные сооружения, предназна- ченные для движения подвижного состава в дневное время и его отстоя ночное время, в том числе: l перегонные с главными путями; l перегонные со станционными путями для станций с путевым развитием; l соединительные тоннели в электродепо; l тупиковые тоннели. При этом: l перегонные тоннели с главными путями пред- назначены для перемещения электроподвиж- ного состава с пассажирами; l соединительные тоннели – для перемещения всех типов подвижного состава без пассажиров; l тупиковые тоннели – для отстоя электропоез- дов без пассажиров в ночное время. Тупиковые тоннели Тупиковые тоннели (как зоны ночного отстоя) по существующей классификации [2] относятся к особо пожароопасным. Это связано прежде всего с пожарной опасностью электропоездов. Нахождение в тупиках одного-двух электро- поездов в ночное время чревато возникновени- ем в них пожаров, а удаленность от станций создает дополнительные трудности для работы пожарно-спасательных подразделений по тушению пожара. Перегонные тоннели Перегонные тоннели со станционными путями для станций с путевым развитием предназначе- ны для оборота и отстоя электропоездов без пассажиров. Отстой электропоездов в ночное время на станционных путях также делает эти пути особо пожароопасными. Пожарная нагруз- ка участков ночного отстоя станционных путей полностью адекватна тупиковым тоннелям с электропоездами в отстое. В силу ряда причин возможны пожары электропоездов, находя- щихся в ночном отстое как в тупиковых тонне- лях, так и на станционных путях, примыкающих к перегонным тоннелям с главными путями. Таким образом, наличие пожарной сигнализа- ции на участках ночного отстоя электропоездов более чем актуально. В СП 120.13330.2012 изм.2 [3] впервые в новейшей истории появи- лось требование в табл. 5.35 об оснащении автоматической пожарной сигнализацией зоны октябрь – ноябрь 2018 www.secuteck.ru Владимир Прохоров Вице-президент Всемирной академии наук комплексной безопасности, к.т.н., доцент, академик ВАНКБ Евгений Вагнер Независимый эксперт Пожарная безопасность линейных объектов метрополитена Часть 1. Проблемы и задачи Пожарная безопасность пассажирских перевозок в метрополитенах достигается системным подходом к пожарной профилактике при проектировании, строительстве и эксплуатации стационарных надземных и подземных сооружений, а также кон- струировании электроподвижного состава. Пожарная профилактика – это комплекс организационно-технических мероприятий, направленный на предупреждение воз- никновения пожаров, ограничение их развития и снижение ущерба. Основой пожар- ной безопасности перевозок следует считать предупреждение пожаров на стацио- нарных объектах и подвижном составе метрополитена и создание условий для их эффективного тушения и ограничения по площади www.russ us.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw