Журнал "Системы Безопасности" № 5‘2018

w w w . a l l - o v e r - i p . r u n О П С , П О Ж А Р Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь 177 отстоя электроподвижного состава в ночное время на станционных путях, как и в тупиках. В этой связи особую значимость приобретает правильный выбор типа автоматической пожарной сигнализации. Главным критерием является адресная (с привязкой к пикетам в тон- неле) информация о пожаре. Реализация этого требования позволит существенно снизить опасность длительного скрытого развития пожаров поездов в ночное время. Близость уча- стков ночного отстоя на станционных путях к станциям делает это соседство особо опасным для станционных комплексов. Однако без осна- щения этих участков автоматическими установ- ками пожаротушения задача защиты полностью не решается. Все транспортные тоннели имеют типовое осна- щение стационарным оборудованием (верхнее основание пути, контактная сеть, кабельные линии, пожарно-хозяйственный водопровод). При этом однопутные перегонные тоннели глав- ных путей соединены сбойками. Пожарная опасность перегонных тоннелей с главными путями обусловлена совокупной пожарной опасностью и возможностью пожаров стацио- нарного оборудования (кабельных линий, узлов крепления контактного рельса, электро- щитовых установок тоннельной вентиляции, кладовых службы пути, расположенных на перегонах, возможностью задымления путей эвакуации), а также пожарной опасностью подвижного состава (электропоездов и мотово- зов). Следует подчеркнуть, что для перегонных тон- нелей с главными путями основной пожарной опасностью является пожар в салоне вагона с пассажирами c остановкой электропоезда на перегоне [4, 5]. Необходимо отметить, что в период "ночного окна" по всем транспортным тоннелям происхо- дит перемещение различных технологических материалов хозяйственными поездами с мото- возами, имеющими двигатели внутреннего сго- рания (бензиновые или дизельные). При этом существуют реальные опасности пожаров мото- возов в тоннелях и, как следствие, угроза для персонала метрополитена. Анализ статистики пожаров в транспортных тоннелях отражает особенности их возникнове- ния и развития, а также характеристики пожар- ной опасности. Кабельные линии Современные кабели с изоляцией типа "НГ" (не поддерживающей горение) на метрополитене применяются для оснащения кабельных линий различного назначения (слаботочных и силовых с напряжением до 20 кВ). Насыщенность мет- рополитенов различным технологическим обо- рудованием, применение систем телемеханики и автоматического управления ведет к значи- тельному увеличению протяженности кабель- ных сооружений. На один километр пути линии в двухпутном варианте приходится около 100 км кабелей различного назначения и типов. Таким образом, в значительной степени повы- шается вероятность их отказов в виде пробоев. Пожары возникают на фоне пробоев кабельных соединительных муфт или пробоев по телу кабе- лей. Раскрытая ГУП "Московский метрополитен" информация о повреждении кабелей 10 кВ (20 кВ) показывает серьезность проблемы (табл., [6]). Для пожаров кабельных линий в транспортных тоннелях характерен ряд особенностей: l пробои по телу кабелей и пробои кабельных соединительных муфт возможны в любой точке тоннеля; l пробоям кабельных соединительных муфт (как правило) предшествует их локальный нагрев; l в условиях подпитки кабельной линии (при неснятом напряжении) наблюдается интен- сивное горение изоляции типа "НГ"; l пожары кабельных линий сопровождаются интенсивным дымообразованием и ведут к быстрому задымлению тоннелей; l задымление тоннеля происходит в направле- нии спутного вентиляционного потока; l при видимости в тоннеле (в условиях задым- ления) менее 10 м движение поездов должно быть остановлено [7]; l при остановленном движении электропоез- дов отсутствие автоматической адресной пожарной сигнализации в транспортных тон- нелях затрудняет поиск очага горения. Выводы: l пожар кабельной линии может возникнуть в любой точке транспортного тоннеля; l при возникновении пожара кабельной линии для организации оперативного реагирования необходима адресная информация в Ситуа- ционный центр метрополитена c координата- ми его возникновения в тоннеле. Узлы крепления контактного рельса Электрическую изоляцию контактного рельса от верхнего строения пути и тоннельной обделки обеспечивают устройства (узлы) крепления контактного рельса. Они обеспечивают регули- ровку положения контактного рельса и возмож- ность подключения к нему устройств электро- снабжения с напряжением постоянного тока 825 В. Расстояние между узлами (крон- штейнами) в соответствии с [3] принимается от 4,5 до 5,4 м. Минимальное расстояние между смежными кронштейнами узлов крепления кон- тактного рельса составляет 2,5 м. Основой пожарной опасности узлов крепления контактного рельса являются электрические пробои с дальнейшим горением изоляционных материалов узла. Пробои происходят в основ- ном при увлажнении запыленных узлов, напри- мер на открытых участках во время дождя, а в тоннелях – после ночной работы промывочного агрегата на перегоне. Есть все основания пред- полагать, что внезапному по проявлению про- бою узла крепления контактного рельса пред- шествует его длительный нагрев. Таким обра- зом, существует "допожарный" нагрев узла, который в настоящее время ничем не диагно- стируется, и процесс развития аварийной ситуа- ции никем не контролируется. Статистика пока- зывает, что пробои в тоннелях наступают, как правило, через несколько часов после подачи напряжения на контактный рельс. На фоне про- боев возникает горение изоляции узла крепле- ния с обильным выделением токсичного дыма. При этом дымление горящих диэлектрических материалов происходит в непосредственной близости от остановившегося поезда с пассажи- рами. Для защиты контактной сети от коротких замы- каний на землю в целом на метрополитенах используется принцип секционирования. Одна- ко если электропоезд в момент пробоя узла www.secuteck.ru октябрь – ноябрь 2018 Двухпутный тупик. Удаленность от станций создает дополнительные трудности по тушению пожара Защита кабельного коллектора Таблица. Статистика повреждения кабелей 10 кВ Периоды (год) 2009 2010 2011 2012 2013 2014 Число пробоев 38 30 24 40 40 35

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw