Журнал "Системы Безопасности" № 5‘2018
A L L - O V E R - I P n w w w . a l l - o v e r - i p . r u 24 С пецифику беспилотных авиационных систем (БАС) обуславливают следующие моменты: l отсутствие пилота на борту и передача управ- ляющих команд дистанционно с наземной станции управления (НСУ) с использованием канала связи С2 (Command and Control); l практическая невозможность выполнять поле- ты по правилам визуального полета (ПВП); l заранее неизвестное местонахождение внеш- него пилота, управляющего беспилотным воз- душным судов (БВС) или контролирующего его полет. Вышеназванные особенности рождают новые технологические задачи и угрозы. Задача№1. Безопасность канала С2 От надежности канала управления C2 и воз- можности передавать данные без малейших задержек зависит своевременная реакция БВС на управляющие команды и эффективное пред- отвращение столкновений. Огромное значение имеет криптостойкость канала C2 к умышленному перехвату и подмене сигнала. Именно эта угроза является сегодня наиболее вероятной и легко реализуемой при злонамеренном умысле причинения вреда с использованием БАС. Тенденция к полной автоматизации полета БВС и возложение большого числа задач при орга- низации трафика на внешние информационные сервисы без организации защищенного канала С2 может привести к массовому изменению траекторий полета хакерами-злоумышленника- ми, поражению наземной инфраструктуры и авиационным катастрофам. Задача№2. Предотвращение вероятного столкновения Другая серьезнейшая проблема, решаемая в мировом авиационном сообществе, – веро- ятное столкновение беспилотных и пилотируе- мых воздушных судов. БВС, летающие в пределах визуальной видимо- сти, представляют собой, по сути, авиамодели, октябрь – ноябрь 2018 www.secuteck.ru Глеб Бабинцев Генеральный директор Ассоциации эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем "АЭРОНЕТ" Эдуард Фальков Начальник отделения – главный конструктор радиоэлектронных систем ФГУП "Государственный научно- исследовательский институт авиационных систем" (ФГУП "ГосНИИАС") Юрий Чернышев ведущий инженер ФГУП "Государственный научно- исследовательский институт авиационных систем" (ФГУП "ГосНИИАС") Безопасность полетов беспилотных воздушных судов: десять неотложных задач Общепризнанным приоритетом в авиации является безопасность. Развитие техноло- гий и появление беспилотных воздушных судов как нового класса обусловили ряд дополнительных требований к обеспечению безопасности полетов и авиационной безопасности, обусловленных спецификой беспилотных авиационных систем С ейчас бур- ными темпа- ми развивается н а п р а в л е н и е IoT – Интернет вещей. По сути, это возможность удаленно, цент- р а л и з о в а н н о или децентрали- зованно контро- лировать множество параметров вещей, объектов, техники, окружаю- щей среды, взаимодействовать с ними, управлять ими и разными способами реагировать на получаемые данные. Видеонаблюдение остается видеона- блюдением, охранные системы остают- ся охранными, пожарные датчики про- должают следить лишь за возгорания- ми. И это в наше время, когда есть десятки нетривиальных параметров, от внутреннего состояния устройств, обес- печивающих безопасность, до множе- ства интересных вещей, которые про- исходят вокруг: от изменения погодных условий (которые тоже могут влиять на безопасность объектов) до анализа паттернов движения людей на объекте, позволяющих, например, по анализу походки предугадать то, что может слу- читься... Конечно есть случаи гибридизации видеокамер, охранных и пожарных дат- чиков и, конечно, микрофонов... Но это все. А как же влажность, давление, загазованность, радиационный фон, вибрация, магнитные поля? Вы можете сказать, что это микрофакторы, но в наше время Интернета больших чисел анализ этих мини-факторов может при- вести к интересным макровыводам, каким именно – покажет будущее. В настоящем же мы уже сейчас способ- ны переосмысливать системы безопас- ности и то, как, применяя принципы IoT, мы создадим IoS – Internet Of Security, который выведет безопасность на новый уровень, и, вероятно, от безопас- ности реактивной мы сможем однажды прийти к безопасности превентивной. Такой безопасности, какой она и долж- на быть в светлом, технологически насыщенном будущем. Так, может, и правда – все через IP? Евгений Ерошин Редактор раздела All-over-IP, директор по маркетингу ООО "БайтЭрг" КОЛОНКА РЕДАКТОРА Смешать, но не взбалтывать
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw