Журнал "Системы Безопасности" № 5‘2018
Э ффективным инструментом смягчения рис- ков чрезвычайных ситуаций (далее ЧС) на местном уровне является всемирная кампания "Повышение устойчивости городов: мой город готовится!" Международной стратегии умень- шения опасности бедствий (МСУОБ) ООН, которая реализуется в рамках Сендайской рамочной программы [1]. Именно в блоке "Устойчивое развитие городов" Европейской экономической комиссией ООН в 2012 г. было сформировано новое направление "Умный устойчивый город", под которым стали понимать "инновационный город, использую- щий информационно-коммуникационные тех- нологии и другие средства для повышения уровня жизни, эффективности деятельности и услуг в городах, а также конкурентоспособности при обеспечении удовлетворения потребностей настоящего и будущих поколений в экономиче- ских, социальных, культурных и природоохран- ных аспектах" [2]. Законодательные основы Устойчивость социально-экономического развития любой страны в основном определяется состояни- ем ее национальной безопасности, то есть возмож- ностями государства по эффективному противо- действию возникающим вызовам и угрозам. В Стратегии национальной безопасности Россий- ской Федерации, утвержденной Указом Прези- дента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683, подчеркивается, что "настоящая Стратегия основана на неразрывной взаимосвязи и взаимозависимости национальной безопасно- сти Российской Федерации и социально-эконо- мического развития страны" и она осуществляет- ся в том числе путем "повышения эффективности реализации полномочий органов местного само- управления в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения". В Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декаб- ря 2016 г. № 642, из семи названных в ней больших вызовов шесть непосредственно свя- заны со сферами обеспечения безопасности жизнедеятельности, а приоритетным направле- нием этого развития было названо "противо- действие техногенным, биогенным, социокуль- турным угрозам, терроризму и идеологическо- му экстремизму". Вместе с тем одним из основных направлений государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 г., основы которой утверждены Указом Президента Российской Федерации от 11 января 2018 г. № 12, названа реализация Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на 2015–2030 гг. При этом ключевым инструментом повышения качества и эффективности государственного и муниципального управления, в том числе и управления мероприятиями по предупреждению и ликвидации кризисных ситуаций (антикризис- ного управления), является информатизация. Внедрение автоматизированных систем Как отмечается в Стратегии развития информа- ционного общества в Российской Федерации на 2017–2030 гг., утвержденной Указом Прези- дента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203, "информационные и коммуникацион- ные технологии стали частью современных управленческих систем во всех отраслях эконо- мики, сферах государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка". За последние два десятилетия на территории России было создано и развивалось значитель- ное количество слабоинтегрированных феде- ральных, региональных, муниципальных и объ- ектовых автоматизированных систем в различ- ных сферах обеспечения безопасности жизне- деятельности (защиты от ЧС, общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания). Данные системы, кроме сопряжения друг с другом, должны также взаимодействовать с автоматизиро- ванными системами в других областях государст- венного и муниципального управления (рис. 1), так как именно в них формируется основная информа- www.secuteck.ru октябрь – ноябрь 2018 ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ: AI, IOT, УМНЫЙ ГОРОД w w w . a l l - o v e r - i p . r u n A L L - O V E R - I P 49 Алексей Попов Ведущий научный сотрудник ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), к.т.н. Оксана Якимюк Генеральный конструктор АПК ”Безопасный город" Рис. 1. Взаимодействие систем обеспечения безопасности жизнедеятельности со смежными автоматизированными системами Экосистема безопасности в современных цифровых городах 1 С учетом терминологии программы "Цифровая экономика Российской Федерации" под цифровой платформой здесь понимается основанная на совокупности информационных технологий, продуктов и услуг система организации электронного взаимодействия субъектов (производителей и потребителей услуг), открытая для присоединения новых субъектов и позволяющая субъектам создавать собственные продукты и услуги и в дальнейшем предоставлять их с использованием платформы. "Устойчивые города и населенные пункты" – одна из 17 стратегических целей ООН в области устойчивого развития. Еще в 2012 г. в итоговый документ конференции ООН по устойчивому развитию впервые были включены тезисы о том, что задачи снижения риска бедствий должны решаться в первоочередном порядке. Приоритетность обеспечения безопасности жизнедеятельности в рамках устойчивого развития была также подчерк- нута в Сендайской рамочной программе по снижению риска бедствий на 2015–2030 гг., принятой на 3-й Всемирной конференции ООН по снижению риска бедствий
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw