Журнал "Системы Безопасности" № 5‘2018
ция об объектах защиты (транспортных, энергети- ческих, социальных и др.). Разнородность и независимость этих систем затрудняют межведомственное и межуровневое взаимодействие, снижают оперативность их совместного согласованного использования в процессах антикризисного управления и, в конечном счете, увеличивают время реагирова- ния на угрозы и возникновение кризисных ситуаций. При этом дублируются функции и задачи систем, возрастают совокупные расходы консолидированного бюджета на их разработку и эксплуатацию, включая и затраты на инфор- мационно-техническое сопряжение взаимодей- ствующих систем. Как следствие, такая "лоскутная" автоматизация не способствует дальнейшему снижению воз- можных негативных социально-экономических и политических последствий кризисных ситуа- ций, ожидаемому от информатизации органа- ми государственной власти и органами местно- го самоуправления. Комплексный подход к безопасности Еще в 2010 г. руководством МЧС, МВД и ФСБ России была утверждена и направлена для реа- лизации в субъекты Российской Федерации концепция комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, основной целью которой являлось обеспечение совместимости существующих и создаваемых автоматизированных систем на территориях субъектов Федерации. Однако эта концепция не имела необходимого правового статуса, так как не была утверждена распоряжением Правительства РФ. При этом в составе пользователей системы, определенных названной концепцией, отсутствовали органы местного самоуправления. В целях методического обеспечения решаемых задач по информатизации антикризисного управления на муниципальном уровне распоря- жением Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. №2446-р была утверждена концепция построе- ния и развития АПК "Безопасный город". Курс на цифровую трансформацию В паспорте подпрограммы "Построение и разви- тие аппаратно-программного комплекса "Без- опасный город" государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обес- печение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах", утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. №300 (в ред. постановления Правитель- ства РФ от 30.03.2018№377), подчеркнуто, что "реализация подпрограммы обеспечит выполне- ние к 2020 г. первоочередных мероприятий по построению и развитию в муниципальных обра- зованиях сегментов аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" и позволит сфор- мировать в субъектах Российской Федерации ключевой компонент комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности". Дальнейшее повышение качества и эффектив- ности системы антикризисного управления РФ должна обеспечить ее полномасштабная циф- ровая трансформация, начатая в рамках про- екта "Безопасный город". Основным результатом цифровой трансформа- ции системы антикризисного управления станет создание единой цифровой экосистемы ком- плексной безопасности в рамках формирования общей экосистемы цифровой экономики РФ. Информатизация процессов управления Возможность цифровой трансформации опре- деляется следующими глобальными трендами: l появление недорогих датчиков и эффектив- ных технологий удаленного доступа к ним (Интернет вещей); l экономичное хранение и обработка инфор- мации в облачной среде; l успешные разработки в сферах информа- ционно-аналитических технологий, таких как искусственный интеллект, Big Data и др. Необходимость создания специализированной цифровой экосистемы комплексной безопасно- сти обусловлена существенно более жесткими требованиями, предъявляемыми к оперативно- сти, устойчивости и информационной безопас- ности систем антикризисного управления в сравнении с аналогичными требованиями к информационным системам в других областях государственного и муниципального управле- ния. Назревшая цифровая трансформация системы антикризисного управления РФ предусматрива- ет комплексную, сквозную и "бесшовную" информатизацию процессов антикризисного управления на основе консолидации вычисли- тельных и информационных ресурсов суще- ствующих и создаваемых федеральных, регио- нальных, муниципальных и объектовых автома- тизированных систем, в том числе: l разработку и внедрение сопряженных друг с другом федеральных, региональных и муни- ципальных цифровых платформ обеспечения безопасности жизнедеятельности для межве- домственного и межуровневого сопряжения взаимодействующих систем, консолидации их информационных ресурсов, формирова- ния и предоставления информационно-ком- муникационных услуг по принципу "одного окна"; l создание (развитие) специализированных федеральных, региональных и муниципаль- ных интеграционных центров обработки дан- ных в целях обеспечения функционирования вышеназванных цифровых платформ, хране- ния и эффективной аналитической обработки консолидированной информации; l постепенное уменьшение общего количества автоматизированных систем в сферах обес- печения безопасности жизнедеятельности на основе реализации их функций в интегриро- ванных системах, формирование единой цифровой экосистемы обеспечения ком- плексной безопасности. Типовые региональные и муниципальные платформы В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 января 2018 г. № 12 одной из основных задач государственной политики Рос- сийской Федерации в области защиты населе- ния и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 г. является "внедрение ком- плексных систем обеспечения безопасности жизнедеятельности населения". В целях обеспечения эффективного взаимодей- ствия федеральных, региональных и муници- пальных цифровых платформ обеспечения без- опасности жизнедеятельности наиболее целесо- образной представляется разработка типовых региональной и муниципальной платформ по взаимно согласованным требованиям, что поз- волит существенно облегчить формирование единой цифровой экосистемы комплексной без- опасности. Как минимум, необходима разработ- ка типовых сценариев реагирования, протоколов обмена данными, прогнозных моделей и т.д. Такие типовые наработки могут быть достаточно легко адаптированы к специфическим особен- ностям субъектов РФ и муниципальных образо- ваний, однако этот подход требует финансиро- вания из одного источника (федерального бюд- жета). октябрь – ноябрь 2018 www.secuteck.ru ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ: AI, IOT, УМНЫЙ ГОРОД A L L - O V E R - I P n w w w . a l l - o v e r - i p . r u 50 Рис. 2. Архитектура Единой унифицированной системы комплексной безопасности
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw