Журнал "Системы Безопасности" № 5‘2018
www.secuteck.ru октябрь – ноябрь 2018 ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ: AI, IOT, УМНЫЙ ГОРОД w w w . a l l - o v e r - i p . r u n A L L - O V E R - I P 51 Вместе с тем наиболее продвинутые органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, имеющие необходи- мые компетенции в сферах информатизации антикризисного управления, в рамках проекта "Безопасный город" по согласованию с феде- ральными органами исполнительной власти уже начали эту работу самостоятельно, не дожидаясь выделения средств из федерального бюджета. Единая унифицированная система комплексной безопасности Заинтересованными федеральными органами законодательной и исполнительной власти рас- сматриваются предложения о создании Единой унифицированной системы комплексной без- опасности (ЕУСКБ). С позиций системного подхода структура обще- государственной территориально распределен- ной информационной системы, каковой является ЕУСКБ, должна строиться с использо- ванием принципа "матрешки" и включать в себя структурные подсистемы регионального уровня, которые, в свою очередь, формируются из соот- ветствующих муниципальных подсистем. При этом эффективно выстроенная архитектура такой информационной системы предполагает исключение дублирования функций и задач у составляющих ее подсистем на разных уровнях. ЕУСКБ должна вертикально и горизонтально интегрировать федеральные, региональные и муниципальные сегменты обеспечения природ- но-техногенной безопасности, правоохрани- тельные сегменты и сегменты обеспечения без- опасности среды обитания (рис. 2). Каждый сегмент ЕУСКБ представляет собой совокупность автоматизированных систем, сопряженных друг с другом на рассматривае- мом уровне управления с использованием соот- ветствующей цифровой платформы, и взаимо- действует с помощью этой платформы с други- ми смежными сегментами. Здесь необходимо отметить, что обеспечение безопасности жизнедеятельности определяется главным образом полномочиями органов госу- дарственной власти, а не местного самоуправ- ления. Включение взаимодействующих федеральных и региональных автоматизированных систем в единую цифровую экосистему комплексной безопасности позволит не только получить на вышестоящих уровнях необходимые исходные данные от муниципальных и объектовых систем, но и эффективно использовать инфор- мационно-вычислительные ресурсы этих госу- дарственных систем на местном уровне, исклю- чить ненужное дублирование функций и задач в региональных и муниципальных системах, существенно снизить совокупные расходы кон- солидированного бюджета. Разработка муниципальных и региональных платформ: модульный подход В настоящее время Минстрой России готовит предложения по проекту "Цифровой город". С учетом положений, раскрытых в данной статье, будет целесообразно, чтобы общая экосистема цифровой экономики города включала в себя не только экосистему управления городскими ресур- сами, но и тесно взаимодействующую с ней городскую экосистему обеспечения безопасности жизнедеятельности (АПК "Безопасный город"). В этой связи для проекта "Цифровой город" акту- альной становится разработка типовой муници- пальной цифровой платформы обеспечения без- опасности жизнедеятельности (типовой муници- пальной платформы АПК "Безопасный город"), сопрягаемой с взаимодействующими универсаль- ными платформами управления городскими ресурсами, а также с вышестоящей типовой региональной цифровой платформой обеспече- ния безопасности жизнедеятельности. Типовая муниципальная платформа АПК "Без- опасный город" должна легко адаптироваться к особенностям любого города и обеспечить созда- ние городского программно-технического ком- плекса "Единый центр оперативного реагирова- ния" (ЕЦОР), его сопряжение в интересах органов местного самоуправления с государственными информационными системами и эффективное функционирование во взаимодействии с другими комплексами городского хозяйства. При этом названная выше типовая региональная платформа, которую будет целесообразно разра- ботать в программе "Цифровая экономика" (например, в рамках федерального проекта "Госу- дарственное управление"), должна обеспечить не только оперативное и качественное взаимодей- ствие создаваемых ЕЦОР с региональными и федеральными автоматизированными система- ми, но и предоставление основных сервисов "Без- опасного города" в небольших городах и муници- пальных образованиях, в которых создание ЕЦОР не планируется. При разработке типовых муниципальной и регио- нальной платформ будет эффективно в полной мере использовать возможности базовых инфра- структурных цифровых платформ и "сквозных" технологий, создаваемых в рамках программы "Цифровая экономика" (Интернет вещей, Big Data, нейротехнологии и искусственный интеллект, системы распределенного реестра и др.). Только такой модульный подход позволит суще- ственно ускорить разработку новых сервисов обеспечения безопасности жизнедеятельности и соответствующего отечественного прикладного программного обеспечения. Литература: 1. Олтян И., Арефьева Е. 10 принципов повы- шения устойчивости городов: используем мето- дику ООН // Системы безопасности. – 2018. – № 3. – С. 32–34. 2. Показатели "умных" устойчивых городов, разработанные ЕЭК ООН – МСЭ // ECE/HBP/2015/4. n Рис. 3. Цифровая трансформация процессов антикризисного управления Рис. 4. Общая схема оказания услуг КСОБЖН Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw