Журнал "Системы безопасности" #5, 2019

К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 108 Николай Махутов Руководитель комиссии РАН по техногенной безопасности, член-корреспондент РАН, д.т.н. Владимир Балановский Директор Центра управления качеством безопасности, действительный член АПК и ВАНКБ, профессор Академии военных наук Нина Николаева Помощник члена Совета Федерации Леонид Балановский Руководитель направления ООО "Национальный аттестационный центр" ЗАО "Информзащита", член-корреспондент АПК Владимир Подъяконов Член комиссии РАН по техногенной безопасности, член Экспертного совета Комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, к.и.н. В планетарном масштабе проблема форми- рования безопасности высокорисковых критически и стратегически важных объектов решается в рамках реализации положений стратегии ООН по снижению риска в результате бедствий – Сендайской рамочной программы (СРП) на 2015–2030 гг. и Глобальной кампании по повышению устойчивости городов к бед- ствиям "Мой город готовится!". В РФ реализация СРП проводится на основе национальных обязательств и постановления СФ РФ от 26 февраля 2016 г. №70, включающего: 1. Понимание риска бедствий (анализ, оценка, управление риском бедствий, смягчение их последствий). 2. Совершенствование организационно-право- вого управления риском бедствий. 3. Инвестиции в снижение риска бедствий и укрепление потенциала противодействия (как отмечал академик РАН Константин Фролов, "затраты на диагностирование и прогнозирова- ние чрезвычайных ситуаций в десятки раз ниже, чем затраты на ликвидацию последствий ава- рий и катастроф"). 4. Повышение готовности к бедствиям для обеспечения эффективного реагирования и внедрение принципа "сделать лучше, чем было" при восстановлении и реконструкции (совершенствование строительных норм и пра- вил для повышения устойчивости инфраструк- туры к бедствиям). В целях обеспечения государственной и обще- ственной безопасности в РФ укрепляется режим безопасного функционирования, повышается уровень антитеррористической защищенности организаций оборонно-промышленного, ядер- ного, химического, топливно-энергетического комплексов страны, объектов жизнеобеспече- ния населения, транспортной инфраструктуры, других критически важных и потенциально опасных объектов [11]. Новый вызов – гибридная война С момента формировании указанной концеп- ции мировое сообщество столкнулось с новыми угрозами как природного и техногенного, так и социогенного характера – актами незаконно- го вмешательства и терактами. Постепенно они оформляются в широкомасштабное течение "гибридная война", которая ведется уже не только фанатиками, но и высокоиндустриаль- ными государствами. Цель гибридной войны заключается в том, чтобы всеми доступными методами измотать, "перенапрячь" целевое государство: подорвать его экономику и политическую стабильность, повлиять на моральный дух населения, умень- шить волю к сопротивлению и в конечном счете вынудить капитулировать перед Западом. Для эффективности таких гибридных атак идет поиск уязвимостей, на которые направляется острие удара [10]. Это и определяет ее инновационный характер, а соответственно и вид используемых угроз, методов, технологий, сценариев и инженерно- технических средств. В ходе гибридной войны используется вмешательство в работу объекта, терроризм, хищения, хулиганство, блокирова- ние, намерение совершить акт незаконного вмешательства (АНВ), нарушение правил экс- плуатации, несовершенство правил и законода- тельной базы. АНВ реализуется внешними или внутренни- ми нарушителями. Внутренние нарушите- ли – это нелояльные сотрудники, "спящий" резерв терроризма, 6% от общего числа персонала, непосредственные реализаторы АНВ, пособники активные или способствую- щие его проведению своим бездействием. Активно осуществляются деструктивные воз- действия на объекты информационной инфраструктуры. октябрь – ноябрь 2019 www.secuteck.ru "Цветные" революции, ориентированные на смену политического режима, являются мягкой формой гибридных войн Обеспечение безопасности высокорисковых критически и стратегически важных объектов в условиях появления новых видов угроз Данная статья продолжает рассмотрение проблемы формирования безопасности высокорисковых критически и стратегически важных объектов городской инфра- структуры в условиях появления новых видов угроз, в том числе гибридной войны. В этих случаях на первый план выдвигается требование создать эффективные инстру- менты наблюдения, предвидения и предотвращения критических ситуаций – резуль- тата воздействия природных, техногенных факторов и актов незаконного вмешатель- ства, включая теракты. Начало темы - в журнале "Системы безопасности" №4/2019, стр. 12

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw