Журнал "Системы безопасности" #5, 2019

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 39 Д о сих пор не во всех магазинах установле- ны видеокамеры, но что касается банков – видеонаблюдение есть в каждом. Установка видеокамер и регистрирующих устройств вхо- дит в обязательные условия для открытий новых банковских офисов, установки новых банкоматов, при строительстве банковских объектов. Формат и охват системы видеона- блюдения при этом каждый банк определяет по-своему. В зависимости от типа объекта, наличия и качества охранной организации, опыта операторов выбирают наиболее подхо- дящее покрытие камерами – общий обзор, мониторинг конкретных операций, контроль помещений с ограниченным доступом. Консервативный подход При высокой степени оснащенности обору- дованием для видеонаблюдения банки являются консервативными в техническом плане, зачастую используя устаревшие под- ходы и технологии. В наше время можно легко найти объекты банковского сектора, где установлены регистраторы и камеры с разрешением 4 CIF (0,4 Мп) и ниже с исполь- зованием камер 10-летней давности. Можно встретить мониторные, где каждый оператор следит за десятками камер низкого разреше- ния одновременно, хотя общеизвестно, что человек эффективно может отслеживать запись только с четырех камер. Такое положение дел отражает подход, практи- куемый банками в вопросах технического осна- щения: прежде всего система должна выпол- нять свои базовые функции – запись и вос- произведение, и в большинстве случаев этого "достаточно". Отчасти консервативность в выборе решений поддерживается намеренно, с целью дождаться "обкатки" новых технологий, которые обычно на первых порах имеют много недостатков. Так, например, переход с аналогового видео на IP- или HD-аналог на массовой основе добрался до банковского сектора только в 2016–2018 гг. Банки не хотят быть на передовой новых техно- логий, и пока поставленные задачи решаются существующими средствами, они не видят пово- дов для рассмотрения или внедрения новых. Тем не менее с приходом новых команд, уве- личением количества операций и с развитием, на мой взгляд, главного современного орудия банка – маркетинга ценность видеонаблюде- ния растет и заставляет задуматься о переме- нах. Банки сегодня хотят быть более техноло- гичными, менее подверженными факторам человеческих ошибок, более презентабельны- ми и открытыми для своих клиентов. Раньше видеонаблюдение являлось самозащитой, "адвокатом" банка в сложных ситуациях. Сего- дня это гарантия прозрачности и открытости для клиентов и персонализированный подход. Сегодня выгодно быть технологически воору- женным: клиентов привлекают дополнитель- ные гарантии защищенности, а мошенников отпугивают работающие на страже безопасно- сти технологии. Сбербанк России – крупнейший банк и передо- вое предприятие в области искусственного интеллекта (ИИ) и технологий – на своем при- мере показывает, что, имея в собственном рас- поряжении доступ к большинству современных решений в области ИИ, можно не стремиться использовать их на практике для своих нужд. Только совсем недавно был дан старт проекту с распознаванием лиц в банкоматах, это заметно оживило рынок систем безопасности и вселило надежду в начало экспансии новейших техно- логий в банковский сектор. Масштабы Для того чтобы понять, как и что могут улучшить банки в своей системе видеонаблюдения (СВН), необходимо рассмотреть, какие бывают типы банковских объектов и какие перед ними ставятся задачи. Самые многочисленные объекты – это банкома- ты. В России насчитывается более 200 тыс. бан- коматов и терминалов для приема наличных средств. Обычно такие устройства оснащаются минимум одной камерой – "портретной", для фиксирования лица клиента. Дополнительные камеры могут устанавливаться на выдаче и вне- сении наличных. Камеры в банкоматах сильно ограничены в размерах, обычно это модульные или корпусные миниатюрные камеры (до 56х56 мм). IP-решения, подходящие по формату, суще- ствуют, это камера и вынесенный в отдельное устройство оцифровщик, но из-за высокой стои- мости они на практике не используются. Это зна- чит, что почти 100% камер в банкоматах России аналоговые, а запись ведется на аналоговые видеорегистраторы или платы видеозахвата. Установка видеонаблюдения в банкоматах имеет свои особенности: в большинстве случаев СВН никак не связана с подсистемой банкомата, то есть видеорегистратор не знает, что сейчас происходит в банкомате и что делает клиент. www.secuteck.ru октябрь – ноябрь 2019 СПЕЦПРОЕКТ БЕЗОПАСНОСТЬ БАНКОВ И ФИНАНСОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Иван Щербаков Руководитель проектного отдела компании DSSL С овременное видеонаблюдение все больше отдаляется от служб безопасности и становится одним из ИТ-сервисов предприятия Модернизировать нельзя заменить Видеонаблюдение в банковском секторе Банки одними из первых начали использовать видеонаблюдение в целях безопасно- сти, ведь вопросы правильной организации охраны наиболее актуальны для финан- совых учреждений, где существуют прямые риски потерь денежных средств и цен- ностей, а задачи отслеживания возможных нарушений со стороны клиентов и сотруд- ников первостепенны www.i2.wp.com

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw