Журнал "Системы безопасности" #5, 2019

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 41 Модернизировать или заменить? Что же делать заказчикам-банкам, имеющим 500/1000/5000 устаревших цифровых видео- регистраторов (DVR), еще больше аналоговых камер низкого разрешения и устаревшей инфраструктуры? Существует ли единственное оптимальное решение для построения эффек- тивной системы видеонаблюдения? Однознач- но такого единственного решения нет. Перед заказчиками, решившимися на изменения в СВН, стоит ряд важных вопросов, на которые нужно ответить, прежде чем начать проектиро- вание изменений. В первую очередь нужно определиться с векто- ром развития – планируется ли использование видеоаналитических модулей в банковской системе. Это могут быть: l распознавание лиц и речи; l контроль сотрудников на рабочих местах; l контроль за зонами 24/7 в отделениях; l интеграция с подсистемой банкомата, распо- знавание лиц в банкоматах; l интеграция со счетно-сортировальными машинами, контроль сотрудников на рабочих местах в кассах пересчета; l интеграция с ОПС, СКУД, повышенный конт- роль действий персонала и клиентов в храни- лищах. При использовании видеоаналитики существует ряд требований к качеству видеоизображения, к скорости его получения, и это налагает рамки на допустимый выбор решений. Например, интеграция с ПО банкомата может быть выпол- нена только на программном уровне (ПО бан- комата – ПО видеонаблюдения, при условии полноценной функциональности – поиске тран- закций, связке с видеоматериалом), а это зна- чит, что просто DVR в банкомат уже не устано- вить. Умная детекция действий клиента/нару- шителя в зонах 24/7 требует наличия сервера с ПО, которое данную аналитику "потянет". В будущем, безусловно, функционал перенесет- ся в камеры, но мы говорим про сегодняшний день. Использование видеоаналитики в 100% случае вынуждает менять СВН, если она имеет разре- шение менее 1 Мп. Использование систем рас- познавания лиц рекомендуется на видеокаме- рах от 2 Мп. Чем выше детализация изображе- ния, тем лучше будут отрабатывать нейродетек- торы, которые в массе своей обучаются на видео с разрешением 2–4 Мп. Не обязательно переходить на IP-камеры, можно использовать HD-аналоговые решения, с оговоркой, что регистраторы, которые будут производить запись с камеры, могут работать с выбранным центральным ПО для аналитики и мониторин- га. При этом работа по базовым протоколам типа RTSP нежелательна, так как возможность удаленной настройки и управления камера- ми/регистраторами имеет критическое значе- ние. Выбранные регистраторы должны быть интегрированы в софт по нативным протоколам или качественной проработке интеграции по ONVIF. Определившись с аналитикой, необходимо понять, каким образом будут обрабатываться инциденты, то есть понять, как будут работать операторы. Наличие достаточных каналов для реагирования на инцидент – одна из главных головных болей банковской инфраструктуры. Оператор должен всегда иметь возможность просмотреть инцидент, подтвердить или откло- нить событие, предложенное аналитикой, пере- дать заявку дальше. Создание региональных центров ("хабов") обработки инцидентов, отказ от онлайн-просмотра камер в пользу событий- ного видео – разумное и ожидаемое развитие СВН в банках. В зависимости от вышеназванных пунктов можно определиться с более приземленными составляющими – камерами и регистраторами. Замена разрешения на более высокое, напри- мер переход от старого аналога на HD, даст значительный прирост в качестве работы опе- раторов. Замена всего парка регистраторов на новые не всегда доступна по финансам. В тех случаях, когда видеоаналитика не нужна, возможно стоит рассмотреть вариант сохранения инфра- структуры и перехода на HD-аналог (TVI, CVI, AHD). Банк частично вынужден либо отказы- ваться от мониторинга данных устройств, либо искать поддержку у софтверных вендоров в написании специализированных приложений для мониторинга, управления и просмотра видео с этих регистраторов. Это сложная зада- ча, принимая во внимание, что большая часть железа снята с поддержки, и остается надежда только на базовые сетевые протоколы. Там, где банк решает оставить существующее видеонаблюдение, перед ним встает еще одна сложная задача – объединить все в одну конт- ролируемую систему. Фактически, имея тысячи единиц устаревшего и, главное, разношерстного оборудования по регионам, банк не имеет конт- роля за всем парком устройств. Любая работа с видео подразумевает выезд на объект и демон- таж устройств или экспорт видео для последую- щего анализа. Единой системы мониторинга обычно нет. Встречаются случаи, когда банки на уровне регионов решают эту проблему написа- нием собственных приложений для банальной проверки ("живое" ли устройство) и сбора мини- мальных данных о сбоях. Но в целом это на 99% обслуживаемое инсталляторами оборудование. Отказ от привычных всем видеорегистраторов в пользу умных и гибких систем является наи- более логичным, в том числе и по экономиче- ским причинам. Так или иначе, технологии будут развиваться дальше, и апгрейд ПО осу- ществить гораздо проще, чем заменить железо. На современном рынке есть множество предло- жений различного уровня для решения таких задач. Основная борьба среди софтверных вен- доров идет за количество и качество интегра- ций со сторонним оборудованием, с системами СКУД и ОПС, и значительную роль в ней играет наличие и качество работы аналитических модулей. Масштабируемость имеет большое значение, поэтому при выборе решения нужно обязательно обратить внимание на возмож- ность работы с большим количеством объектов одновременно. Вместо эпилога Закончить этот краткий обзор хотелось бы еще одним острым вопросом – вопросом компетен- ций. Банковская сфера известна тем, что служ- бы безопасности чаще всего представляют собой замкнутую структуру с высоким уровнем ответственности и при этом урезанными воз- можностями, что является одной из причин "пробуксовки" применения новейших техноло- гий. А ведь кроме технических вопросов пере- ход на современные решения несет с собой "подводную" часть – это изменения в эксперт- ных ролях персонала и передачи части компе- тенций в ИТ-отделы. Современное видеона- блюдение все больше отдаляется от служб без- опасности и становится одним из ИТ-сервисов предприятия. Управление каналами (способами доставки видео), серверами (мощностями для аналитики), хранилищами (ЦОД для хранения архива) сегодня заведуют ИТ-специалисты. Дополнительные экономические преимущества предоставляет передача монтажа оборудования для IP-видеонаблюдения в руки ИТ-подрядчи- ков. Практика показывает, что эта инфраструк- турная часть может быть точкой экономии и на материалах, и на услугах. Так или иначе, служ- бам безопасности необходимо подстраиваться под современные реалии, находить общие цели и язык с отделами ИТ, чтобы совместными уси- лиями построить эффективную, долгоживущую систему видеонаблюдения. n www.secuteck.ru октябрь – ноябрь 2019 СПЕЦПРОЕКТ БЕЗОПАСНОСТЬ БАНКОВ И ФИНАНСОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В банках России обычно следят за кассиром и счетно-сортировальным оборудованием www.cho isis-ton-avenir.com Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw