Журнал "Системы безопасности" #5, 2019

П ервые попытки построить беспилотные летательные аппараты (БПЛА) относятся еще к межвоенным десятилетиям. В дальней- шем данная тема то замирала, то активизиро- валась, но никогда не уходила со сцены. Радио- управляемые модели достаточно широко рас- пространились в послевоенный период. Акти- визация была связана с опытом активного и успешного боевого применения БПЛА, но мас- совому распространению мешали стоимость и технологические ограничения. Крылатые ракеты и БПЛА Грань между БПЛА и, например, крылатыми раке- тами очень тонка. Крылатые ракеты способны на все то, что могут БПЛА, и существуют уже более полувека. Их отличие друга от друга заключается в типе двигательной установки (что непринципи- ально) и одноразовости крылатых ракет. БПЛА могут обладать разной степенью авто- номности, начиная от аппаратов, управляемых дистанционно, до полностью автоматических, они различаются также по конструкции, назначению и множеству других параметров. Управление БПЛА может осуществляться эпизо- дической подачей команд или непрерывно. Контроль беспилотников Согласно Правилам использования воздушного пространства Российской Федерации, БПЛА определяется как "летательный аппарат, выпол- няющий полет без пилота (экипажа) на борту и управляемый в полете автоматически, операто- ром с пункта управления или сочетанием ука- занных способов". Воздушный кодекс РФ требу- ет регистрации БПЛА массой выше 30 кг, эти требования строже, чем в некоторых других странах. Использование БПЛА происходит в соответ- ствии с Положением о единой системе органи- зации воздушного движения Российской Феде- рации, утвержденным постановлением Прави- тельства Российской Федерации от 28 августа 2015 г. № 901. В соответствии с этим Положе- нием руководящим органом единой системы является Федеральное агентство воздушного транспорта. В настоящее время есть попытки выделить для регулирования работы БПЛА (дронов) отдельного частно-государственного оператора, но ФСБ, Минобороны и правитель- ство выступают против этого. Кроме того, на базе одной из государственных компаний ведется работа по созданию много- позиционной системы наблюдения. Это очень важный момент. Системы охраны в том или ином качестве взаимодействуют с дронами, либо используют для мониторинга, либо мони- торят их полет. Да, значительная часть БПЛА, с которыми приходится иметь дело, не попадают под законодательное регулирование, поскольку их масса меньше 30 кг. Однако регулировать использование воздушного пространства упол- номочен один орган. Может ли быть расценено воздействие на БПЛА, как механическое, так и информационно-управляющее, как неправо- мерное регулирование воздушного простран- ства? Я не юрист и не могу точно ответить на этот вопрос, но предполагаю, что определенные коллизии тут существуют, тем более что состоя- ние регулирования в этом вопросе отличается динамикой и рядовому разработчику (и не только рядовому) сложно предположить, как ситуация изменится через несколько лет. Дроны активно используются, выгоды их примене- ния очевидны. В государственном секторе, напри- мер, их используют для картографирования теку- щего состояния дачных участков. Существует и част- ное использования малоразмерных дронов. И если вопрос о том, насколько глубоко вниз (в недра) распространяются права владельцев земельного участка, более-менее определен, то вопрос, насколько вверх, – нет. Даже в контексте "личного пространства". Это также добавляет неопределен- ности вопросу противодействия дронам. Мониторинг дронов Обратимся теперь к задачам мониторинга дро- нов. Потенциально для мониторинга могут быть использованы видеосистемы (в том числе ИК- диапазона), а также системы лидарные, радио- локационные, электро- и магниточувствитель- ные, акустические. Большинство дронов являют- ся низколетящими целями (НЛЦ), а НЛЦ тради- ционно для ПВО считается сложным объектом. Сложность объясняется тем, что вблизи поверх- ности Земли меньше дальность обзора и суще- ственнее помехи от подстилающей поверхности и объектов на ней, а также больше зон ограниче- ния видимости. В отношении радиолокационно- го наблюдения дронов все эти факторы вполне действенны. Кроме того, у дронов не так много металлических частей, эффективная поверхность рассеивания невелика и потенциально может быть снижена еще сильнее, например при использовании керамики в двигателях, а также специальных мер, хорошо зарекомендовавших себя в "большой авиации", – оптимизации форм и ракурсов рассеивания отраженного сигнала, применения радиопоглощающих материалов. Видеорегистраторы и видеокамеры систем мониторинга за последние годы претерпели существенные изменения как с точки зрения компактности, технологической надежности, управляемости, так и с точки зрения алгоритмов распознавания. Поэтому видеорегистрация БПЛА, особенно в сочетании с локацией лида- ром (лазерным радаром), будет, наверное, на долгие годы ведущим способом мониторинга полета дронов. Конечно, определенные слож- ности есть и здесь. В отличие от человеческих лиц, на распознавание которых рассчитана львиная доля наработок соответствующих систем, работа с дронами требует учитывать высокую вариативность возможных форм. Проблемы для систем распознавания дронов Сделаем небольшое отступление для объяснения того, почему высокая вариативность возможных октябрь – ноябрь 2019 www.secuteck.ru БАС. АНТИДРОН A L L - O V E R - I P 62 Денис Грознов Независимый эксперт www.pixabay.com Дроны и системы охраны: ПВО в миниатюре Беспилотные летательные аппараты переживают бурное развитие, вторгаясь в раз- ные сферы человеческой деятельности. Предпосылкой этому явились миниатюри- зация вычислительной техники, гироскопов, видеокамер, появление систем глобаль- ного позиционирования с высокой точностью и новых конструкционных материалов

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw