Журнал "Системы безопасности" #5, 2019

О П С , П О Ж А Р Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь 86 октябрь – ноябрь 2019 www.secuteck.ru В п р е д ы д у щ и х заметках мы пытались оценить регулирующее воз- действие на отрасль положений об обя- зательной устойчи- вости компонентов блочно-модульных приборов к единич- ной неисправности линий связи и ограничении в подключении к одному приемно-контрольному прибору более 512 извещателей в случае отсутствия в приборе защиты от системной ошибки. В сентябре 2019 г. заинтересованные специа- листы получили возможность ознакомиться с очередной, уже близкой к финальной, верси- ей нового СП. Неожиданный поворот Основные спорные положения остались без изменений. Однако в документе появилось обязательное Приложение А "Перечень зданий, сооружений и помещений, подлежащих осна- щению безадресными и адресными системами пожарной сигнализации", разрешившее еще один резонансный вопрос. Дело в том, что в первой редакции СП были уравнены в правах профессиональные адрес- ные и бюджетные неадресные системы сигна- лизации. Вне зависимости от типа применяе- мой системы разрешалась установка одного автоматического пожарного извещателя для систем сигнализации и управления противопо- жарной защитой, за исключением оповещения пятого типа и пожаротушения. Это было очень неожиданно, во-первых, из-за того, что вся идеология документа направлена на ужесточение требований к системам проти- вопожарной защиты и повышению надежности их работы. А во-вторых, в действующем СП5.13130.2009 уже были предоставлены преференции более совершенным адресным системам. В настоящее время СП предписывает установку минимум двух извещателей в помещении. Возможность установки одного извещателя по пп. 13.3.3, 14.2 и приложениям О и Р фактиче- ски предоставляется в случае применения адресных систем. Для управления пожаротуше- нием в общем случае требуется установка мини- мум трех извещателей. Снижение количества извещателей до двух по п. 14.3 также допус- кается при установке систем, обеспечивающих повышенную достоверность сигнала о пожаре. Бунт на корабле Тревогу забили не только производители адресных систем, но и представители про- ектно-монтажных организаций. Все справедли- во полагали, что у заказчиков будет слишком велик соблазн пойти по "скользкому пути" пря- мой экономии при внедрении систем противо- пожарной защиты, даже в ущерб их качеству, то есть по пути повсеместной замены адресных систем на неадресные. Эти опасения подкреп- лялись тем фактом, что стоимость систем в целом при введении упомянутых выше тре- бований о дублировании линий и 512 извеща- телях обязательно возрастет. Необходимо отметить конструктивную пози- цию, занятую руководством основного разра- ботчика документа – ВНИИПО МЧС России. По инициативе участников рынка летом 2019 г. был проведен круглый стол, посвященный в том числе и этому вопросу. В результате про- шедшей дискуссии новый свод правил обога- тился уже упомянутым приложением А. Запреты и разрешения В случае принятия документа неадресные системы будут запрещены к применению на объектах: l Ф1.1 (дошкольные образовательные органи- зации, дома престарелых и инвалидов, боль- ницы и спальные корпусы образовательных организаций); l Ф1.3 (многоквартирные жилые дома); l Ф3.4 (поликлиники и амбулатории); l Ф4.1 (общеобразовательные организации); l Ф5.2 (складские здания, архивы и книгохра- нилища, стоянки); l особо опасных, технически сложных и уни- кальных; l в иных зданиях, сооружениях, помещениях с одновременным пребыванием 50 человек и более. Неадресные системы будут допускаться без учета ограничений в виде одновременного пребывания не более 50 человек только на объектах: l Ф1.4 (одноквартирные жилые дома); l Ф4.4 (пожарные депо); l Ф5.1 (производственные здания, лаборатор- ные помещения); l Ф5.3 (здания сельскохозяйственного назначения); l иных объектах, не вошедших в перечень. Неадресные системы только при условии одно- временного пребываниях в них не более 50 человек будут разрешены на объектах: l Ф1.2 (гостиницы, общежития, спальные кор- пусы санаториев); l Ф2.1 (театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки, спортивные сооружения с три- бунами, библиотеки); l Ф2.2 (музеи, выставки, танцевальные залы и т.д.); l Ф3.1 (здания организаций торговли); l Ф3.2 (здания организаций общественного питания); l Ф3.3 (вокзалы); l Ф3.5 (помещения для посетителей организаций бытового и коммунального обслуживания); l Ф3.6 (физкультурно-оздоровительные ком- плексы и т.д.); l Ф4.2 (здания образовательных организаций высшего образования); l Ф4.3 (офисные здания). Победа близка В соответствии с новым СП адресными счи- таются системы с адресными извещателями. При отсутствии адресных извещателей необхо- димого типа допускается подключение не более одного неадресного извещателя в линии связи адресных модулей ввода/вывода. В целом это нововведение можно только при- ветствовать. Оно окончательно утвердит уже почти свершившуюся победу адресных систем, преимущества которых очевидны. Кроме того, в одной из следующих редакций СП возможно появление перечня объектов, на которых все-таки будет допускаться создание охранно-пожарных систем. Продолжим сле- дить за развитием событий. Максим Горяченков Редактор раздела "ОПС, пожарная безопасность", руководитель отдела технической поддержки ЗАО НВП "Болид" КОЛОНКА РЕДАКТОРА Законодательные перипетии В этом номере мы продолжаем следить за развивающейся эволюцией основопо- лагающего для всех специалистов, занимающихся проектированием пожарной автоматики, документа – свода правил (СП) "Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирова- ния". Напомню, что этот свод правил станет главным в целом наборе документов, которые заменят действующий в настоящее время СП5.13130.2009 www.bazis-52.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw