Журнал "Системы Безопасности" № 5‘2020

А К Т У А Л Ь Н О 15 шенников в Интернете. При этом каждый пятый респондент приравнивает себя к S-элите, а именно к администраторам и владельцам про- фильных TG-каналов. Тогда же другой S-ориентированный Telegram- канал решил выяснить возрастные особенности своей активной аудитории из почти 37 тыс. подписчиков. Сказано – сделано, товарищ майор! Опубликованный опрос просмотрели более 15 тыс. подписчиков, но только 4430 реальных S-активистов пожелали оста- вить свой цифровой след на этом канале. Результаты опроса демонстрируют, что: l 41% проголосовавших – это физические лица, не достигшие к моменту опроса своего совершеннолетия (18-); l 36% – это действующие студенты и недавние выпускники учебных заведений (18–25 лет). На долю взрослой, осознанно принимающей свои решения и действующей с явным умыслом на совершение киберпреступления части ауди- тории приходится менее 1/4 проголосовавших (порядка 1 тыс. подписчиков одного канала в абсолютном выражении). Могу предположить, что именно этот авторитет- ный (в прямом и переносном смыслах) сегмент проголосовавших составлен из идейных вдох- новителей, организаторов и мотиваторов для молодого поколения к совершению мошенни- ческих действий в Darknet. Более 3/4 S-активистов регулярно используют VPN/PROXY в целях личной безопасности на мобильных устройствах, стационарных ком- пьютерах и ноутбуках. Пока все логично, так как для мошенников жизненно важно не забы- вать о базовой кибербезопасности при работе с виртуальных машин и выделенных/взломан- ных серверов, организованных специально для S на внешнем хостинге. Однако 13% рес- пондентов отрицают полезность VPN для собственной безопасности. Вероятнее всего, они подключаются и работают через гаранти- рованно безопасный публичный канал/точку входа и/или постоянно находятся вне терри- тории РФ. 94% мошенников (а это более 200 человек), ответивших положительно на вопрос о важно- сти и необходимости наличия для себя надеж- ного/гарантированного канала для обналичи- вания украденных/несанкционированно пере- веденных денежных средств, поступили пред- сказуемо (по мнению авторов Telegram-опроса). Однако куда больший интерес вызывают 6%, не подтвердившие очевидный факт: им не нужен/не интересен новый гарантированный канал для финального этапа S. Это с некой долей вероятности подтверждает, что S-активи- сты уже владеют стабильным (скрытым, непуб- личным, альтернативным) методом обнала или их способ монетизации/S-схема напрямую не связана с обналом. Из более чем 2700 респондентов опроса 84% указали мобильный телефон в качестве основ- ного инструмента/платформы для работы с Telegram (чтение каналов, изучение S-схем, диалог с жертвами и общение с "коллегами"). Только 10% S-активистов используют, помимо телефона, полноценное рабочее место (стацио- нарный компьютер, ноутбук, виртуальную машину, выделенный сервер и т.д.). Чем живет S-активист? Одной из наиболее часто встречающихся в S-чатах и опросах темой является инициати- ва администраторов Telegram-канала получить обратную связь о том, какой контент интере- сен для прочтения их аудитории. И тут с явным преимуществом лидируют текстовые описания с примерами новых S-схем и формализован- ные инструкции по анонимной работе и взло- му: чуть менее 59% респондентов останови- лись на этом пункте опроса. Поиском и изуче- нием дистрибутивов хакерского программно- го обеспечения, скриптов для фишинга, гото- вых фреймворков для создания вирусов или бот-сетей (желательно бесплатных, "без регистрации и СМС") интересуются чуть более 13% S-активистов. При этом каждого пятого мошенника интересуют "схемы с быстрыми деньгами", в том числе единовременный зара- боток, или же объявления с предложениями стабильной работы, то есть фактическое место в новой или уже зарекомендовавшей себя S-команде. Еще одна популярная тема опросов – "советы админу" Telegram-канала по обновлению неактуального, по мнению аудитории, контента, классическое маркетинговое "Подскажите, каких фишек нам не хватает, чтобы стать лучше и интереснее для вас?". В этом вопросе с явным преимуществом лидирует смежная с S тема кар- динга. Более 45% участников опроса нуждают- ся в постоянном обновлении пула реквизитов скомпрометированных пластиковых банковских карт для "серых" и "черных" операций, от банальных оплат товаров и сервисов в Интер- нете, совершения операций без присутствия карты (крайне желательно – без 3ds) и до более сложных операций транзита и "много- уровневой очистки". Чуть менее 40% респон- дентов нуждаются в обновленном инструмента- рии (скрипты, грабберы, веб-аналитические программы и др.) для оптимизации и автома- тизации S-мошенничества. И только 12% заявили о необходимости публикации в откры- том доступе реквизитов учетных записей поль- зователей, скомпрометированных на целевых интернет-площадках (электронная почта, игро- вые серверы, торговые площадки, социальные сети и т.д.). После успешной реализации совместно с экс- пертами ИБ-компаний и владельцами основных торговых интернет-площадок комплекса техни- ческих и организационных мероприятий по защите пользователей (III квартал 2020 г.) пред- ставители S-сообщества находятся в непрерыв- ном поиске новых, адаптированных под обнов- ленную защиту S-схем и мест в Интернете для их комфортной, прибыльной и безопасной реа- лизации. В этой связи трое из четырех S с энту- зиазмом восприняли новые инструкции к S-схеме с названием "Юла/Авито 3.0" (4.0), вошли в соответствующие пилотные группы и начали тестировать предоставленные им скрипты. 1/4 респондентов скептически отнес- лась к новой S-схеме и продолжает свою экс- плуатацию скриптов и Telegram-ботов, адапти- рованных для работы по схеме "Юла/Авито 2.0" на тех немногих интернет-порталах, где меры защиты информации и противодействия мошенничеству не были своевременно усовер- шенствованы. В мае 2020 г. на другом тематическом Telegram- канале при появлении схемы "Юла/Авито 2.0" был проведен аналогичный опрос, в результате которого с эффективностью схемы второй вер- сии согласились только 55% респондентов, схема осталась непонятой 12% S-активистов, а 1/3 ответивших заняли нейтрально-выжида- тельную позицию по отношению к новой на тот момент S-схеме. II квартал 2020 г. действительно был сопряжен с бурным ростом кибератак на популярных в Интернете торговых площадках: 42% мошен- ников работали целенаправленно в отношении пользователей Авито, 37% – обманывали жертв на портале "Юла", остальные S-активисты (около 20%) выбрали не особо популярные у отечественных пользователей порталы "Куфар", OLX, игровые площадки и др. www.secuteck.ru октябрь – ноябрь 2020 Итоги опроса подписчиков на S-каналы

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw