Журнал "Системы Безопасности" № 5‘2020
S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 46 В любой сфере человеческой жизнедеятель- ности знания, умения и обучение им являются фундаментом и неким залогом даль- нейшего существования и развития данного направления. Один из видов государственной политики – государственная транспортная политика. Ее особенность заключается в относительной проработанности стадий и процедур взаимо- действия заинтересованных групп в области реализации групповых и государственных интересов. Эта особенность обусловлена тех- нологической спецификой работы транспорт- ной отрасли и ее определяющим влиянием на многие процессы, в том числе и в политиче- ской системе общества. Включенность государственной транспортной политики во многие политические процессы становится причиной ее вариативности. В результате для государственной транспортной политики институционализация посредством строгого выполнения стратегических докумен- тов, законодательства, правовых актов, доктрин и иных регламентированных норм и предписа- ний является одним из немногих способов удержания четких институциональных границ в условиях постоянной динамики целевых политических установок отдельных актов 1 . Транспортная безопасность, будучи важнейшей составляющей государственной транспортной политики и частью национальной безопасности страны, за период с 2005 по 2020 г. прошла путь становления и получения обособленности от других профессиональных сфер деятельно- сти. По мнению Виктора Шестака, в настоящее время транспортную безопасность можно рас- сматривать как сформировавшийся юридиче- ский институт 2 . Вместе с тем профессиональное обучение и аттестация сил обеспечения транспортной без- опасности лишь в последние пару лет "встали на рельсы". Однако говорить о завершенности и универсальности процессов обучения и аттеста- ции сотрудников, выполняющих работы, непо- средственно связанные с обеспечением транс- портной безопасности, пока слишком рано. Вопрос №1. Противоречие установленному образовательному процессу Немалый резонанс среди представителей транспортной отрасли вызывает вопрос проти- воречия требований по аттестации сил обес- печения транспортной безопасности (ОТБ) уста- новленному государством образовательному процессу. Базовые положения законодательства, на кото- рых основывается процесс подготовки сил ОТБ, регламентированы ч.1 ст. 12.1 Федерального закона от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ "О транспорт- ной безопасности" и ст. 85.1 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образо- вании в Российской Федерации". Подготовка специалистов в данной области осуществляется только по дополнительным про- фессиональным программам повышения ква- лификации. В соответствии с положениями Федерального закона "Об образовании в РФ" повышение квалификации предполагает нали- чие такой квалификации. Наличие квалифика- ции и квалификационные требования опреде- ляются Единым квалификационным справочни- ком. На сегодняшний день в данном документе отсутствует раздел о квалификационных требо- ваниях ко всем категориям сил ОТБ. Из этого следует, что на деле осуществляется повышение квалификации специалистов профессий и должностных лиц сил ОТБ, которых нет. Слушателями дополнительных профессиональ- ных программ могут быть лица, имеющие или получающие среднее профессиональное и/или высшее образование. На практике в составе сил ОТБ большое количество работников, которые имеют среднее, а порой и неполное среднее образование. И это не только водители, но и сотрудники, осуществляющие досмотровые мероприятия на крупных объектах транспорт- ной инфраструктуры 3 . Вопрос №2. Несогласованность с трудовым законодательством Нерешенным остается вопрос гармонизации законодательства в сфере аттестации сил ОТБ и трудового законодательства. В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 10 Федерального закона 16-ФЗ "О транспортной безопасности" работы, непосредственно связанные с ОТБ, не вправе выполнять лица, не прошедшие в порядке, установленном указанным феде- ральным законом, подготовку и аттестацию сил ОТБ. Важно также подчеркнуть то, что согласно требованиям приказа Минтранса России от 01.04.2015 г. № 145 в настоящее время отсутствует возможность самостоятельного прохождения физическими лицами процеду- ры аттестации. Данный фактор приводит к необходимости работодателю принимать на работу лицо без аттестации на основании ученического договора (с оплатой), при этом отсутствуют гарантии прохождения аттеста- ции данным лицом. Возникает аналогия с частной охранной деятельностью: лицо может самостоятельно получить необходи- мую квалификацию частного охранника и сразу трудоустроиться без каких-либо рис- ков для себя и работодателя. На практике получается так, что человек уже работает на транспортном предприятии на основании ученического договора и по факту выполняет работу по обеспечению транспорт- ной безопасности, но под видом ученика- стажера (на протяжении 2–3 месяцев). В связи с пересечением сфер правопримени- тельной деятельности важно гармонизировать федеральные законы: l от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ "О транспортной безопасности"; l от 14.04.1999 г. № 77-ФЗ "О ведомственной охране"; l от 11.03.1992 г. № 2487-I "О частной детек- тивной и охранной деятельности в Россий- ской Федерации". октябрь – ноябрь 2020 www.secuteck.ru Иван Тушко Специалист-эксперт в области обеспечения транспортной безопасности, магистр юриспруденции 5 нерешенных вопросов аттестации сил обеспечения транспортной безопасности Аттестация сил обеспечения транспортной безопасности – одно из фундаментальных направлений в области антитеррористической защищенности на транспорте. Про- фессиональное обучение и аттестация сотрудников, выполняющих работы, непо- средственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, играют решаю- щую роль в системе устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса страны. Данная статья посвящена всестороннему анализу темы – акту- альным проблемам, возникающим у практикоприменителей, правовым коллизиям как следствию данных проблем, а также возможным путям их решения 1 Тимченко А.В. Институционализация государственной политики обеспечения транспортной безопасности как форма интеграции системы государственной политики // Политическая наука. 2017. Спецвыпуск. С. 124–136. 2 Шестак В.А. Транспортная безопасность как юридический институт // Транспортное право и безопасность. 2018. № 1. С. 196–200. 3 Свешников А.Н. Актуальные проблемы подготовки и аттестации сил обеспечения транспортной безопасности: проблемы и пути их решения // Доклад VII Международного форума "Безопасность на транспорте". 2017.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw