Журнал "Системы Безопасности" № 5‘2020
S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 47 Вопрос №3. Пересмотр типовых программ обучения Приказом Минтранса России от 08.09.2014 г. № 243 утверждены типовые дополнительные профессиональные программы в области под- готовки сил ОТБ. Всего предусмотрено восемь типовых программ: 1. Для лиц, ответственных за ОТБ в субъекте транспортной инфраструктуры (СТИ). 2. Для работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за ОТБ на объекте транспортной инфраструктуры и (или) транспортном средстве (ОТИ и (или) ТС). 3. Для работников СТИ, подразделения транс- портной безопасности (ПТБ), руководящих выполнением работ, непосредственно связан- ных с ОТБ ОТИ и (или) ТС. 4. Для работников, включенных в состав группы быстрого реагирования. 5. Для работников, осуществляющих досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр. 6. Для работников, осуществляющих наблюде- ние и (или) собеседование. 7. Для работников, управляющих техническими средствами обеспечения транспортной безопас- ности. 8. Для иных работников СТИ, ПТБ, выполняю- щих работы, непосредственно связанные с ОТБ ОТИ и (или) ТС. В соответствии с требованиями законодатель- ства и производственной необходимостью существует необходимость аттестации сотруд- ников ПТБ сразу по двум категориям – катего- рии № 5 и категории № 6. При этом фактически работники осуществляют одни и те же функции при исполнении долж- ностных обязанностей, а работодатель обязан дважды нести расходы на аттестацию и обуче- ние с отрывом от производства 4 . Данный вопрос особенно актуален для объектов мет- рополитена, который обладает собственной спецификой, связанной с огромным пассажи- рооборотом. Любой метрополитен на территории Россий- ской Федерации является транспортным сред- ством, которое используется большим количе- ством пассажиров, и обеспечение обществен- ной и транспортной безопасности должно быть организовано с учетом специфики указанного рода транспорта 5 . Вопрос №4. Низкий уровень практической подготовки Обращает на себя внимание низкий уровень практических занятий с применением тренаже- ров (технические средства досмотра) при повы- шении квалификации в соответствующих спе- циальных учебных центрах. В основном используются программные ком- пьютерные продукты, позволяющие ознако- миться с распространенными теневыми изоб- ражениями запрещенных предметов. В резуль- тате лица, получившие подобное дополнитель- ное образование, не имеют практических навы- ков по использованию технических средств досмотра (металлодетекторов, газоанализато- ров паров взрывчатых веществ и др.). Практика их неумелого применения приводит не только к преждевременной поломке, но и резкому снижению уровня безопасности транспортных объектов. Это делает заведомо невыполнимой и напрасной саму цель обес- печения транспортной безопасности, заявлен- ную Федеральным законом "О транспортной безопасности", – устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защиту интересов личности, общества и госу- дарства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Одна из ключевых проблем законодательства о транспортной безопасности – его универ- сальность по отношению ко всем видам транспорта (авиационному, морскому и внут- реннему, водному, автомобильному, железно- дорожному и внеуличному) и дорожному хозяйству. Нацеленность закона на формиро- вание единых и прозрачных для всех видов транспорта правил вызывает понимание. www.secuteck.ru октябрь – ноябрь 2020 Обучение профессиональным программам по транспортной безопасности Служба безопасности Московского метрополитена Проведение досмотровых мероприятий в Петербургском метрополитене Силы обеспечения транспортной безопасности аэропорта 4 Тушко И.С. Специфика деятельности ПТБ метрополитенов // Транспортная безопасность и технологии. 2019. № 5 (60). С. 80–82. 5 Смирнов М.А. Специфика обеспечения общественной и транспортной безопасности на объектах метрополитенов // Вестник Московского университета МВД России. 2017. №1. С. 122–125.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw