Журнал "Системы Безопасности" № 5‘2020
S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 48 Однако законом не были учтены нормы юри- дических институтов, возникших ранее и дей- ствовавших на момент вступления его в силу, например норм авиационной безопасности 6 . Вопрос № 5. Отсутствие нормативно- правового регулирования измерений времени при проведении аттестации Низкий уровень подготовки кадров по транс- портной безопасности обусловлен в том числе отсутствием необходимой законодательной рег- ламентации всех этапов обучающего процесса. Руководством одного из органов аттестации (ФБУ "Служба морской безопасности") отме- чается, что существует проблема измерений времени при проверке уровня физической подготовки отдельных категорий сил обес- печения транспортной безопасности. Законодательство РФ в сфере транспортной безопасности не определяет средства измере- ний, с помощью которых фиксируются резуль- таты при выполнении упражнений на быстроту (челночного бега), не содержит метрологиче- ских требований к ним, не устанавливает мето- дику (метод) измерений. Неурегулированность данного вопроса таит в себе серьезные риски в будущем, которые пока не проявили себя, глав- ным образом вследствие низкой правовой гра- мотности работников подразделений транс- портной безопасности. Неизбежны риски тру- довых споров, связанные с нарушением трудо- вых прав граждан, и проблемы контроля (над- зора) проверок уровня физической подготовки. Нормативная правовая неопределенность в области измерений времени при выполне- нии упражнения на быстроту в случае про- верки уровня физической подготовки позво- ляет поставить под сомнение полученные органом аттестации (аттестующей организа- цией) результаты и успешно обжаловать неблагоприятное решение. Кроме того, ука- занная неопределенность способствует про- ведению недобросовестных измерений в ходе проверки уровня физической подго- товки. В результате к работам, непосред- ственно связанным с обеспечением транс- портной безопасности, могут быть допущены лица, не отвечающие требованиям законода- тельства, что негативно скажется на обес- печении безопасности объектов инфраструк- туры и транспортных средств 7 . К решению проблем Универсальность норм транспортной безопасно- сти, в том числе в области аттестации и профес- сионального обучения, говорит о незавершенно- сти формирования данного направления в целом и отсутствии научно-практического изучения спе- цифики и существующих проблем отрасли. Важно осознать роль подготовки кадров и атте- стации работников в области транспортной безопасности в системе антитеррористической защищенности транспортного комплекса, сме- стить акцент внимания с борьбы с негативными последствиями допущенных ошибок на борьбу с причинами их возникновения. Известно, что транспорт представляет собой важнейший элемент инфраструктуры любого современного государства. Зачастую его назы- вают кровеносной системой страны. Наряду с иными инфраструктурными отраслями он обеспечивает основные условия жизнедея- тельности общества, выступая в качестве важ- нейшего инструмента достижения экономиче- ских, социальных и внешнеполитических целей. Следует заметить, что внешнеполити- ческий аспект транспортной отрасли является особенно существенным в условиях современ- ного процесса глобализации, при котором до предела обостряется межгосударственная кон- куренция в экономической сфере, в том числе в области транспорта 8 . С учетом изложенной проблематики вопросов аттестации сил обеспечения транспортной безопасности в целях улучшения сложившейся ситуации предлагается рассмотреть возмож- ные пути решения: 1. Гармонизировать нормативные правовые акты в области обучения и аттестации сил обеспечения транспортной безопасности с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Внести изменения в приказ Минтранса России от 08.09.2014 г. № 243, дополнив обязательные требования о наличии у аттестуемых лиц образования не ниже сред- него специального. 2. Гармонизировать требования к аттестации сил обеспечения транспортной безопасности с трудо- вым законодательством. Внести изменения в при- каз Минтранса России от 01.04.2015 г. № 145 в целях установления возможности самостоятель- ного прохождения физическими лицами про- цедуры аттестации до момента трудоустройства. 3. Внести изменения в приказ Минтранса Рос- сии от 08.09.2014 г. № 243, объединив 5-ю и 6-ю типовые программы обучения и аттеста- ции. Дополнительно рассмотреть вопрос соз- дания новых типовых программ обучения для каждого вида транспорта. 4. Внести изменения в приказ Минтранса Рос- сии от 08.09.2014 г. № 243, дополнив требо- вания (обязательные к исполнению учебными центрами) по наличию специальных тренаже- ров, имитирующих технические средства досмотра, используемые на практике, в целях получения необходимых практических навы- ков аттестуемыми лицами. 5. Определить и регламентировать средства, применяемые для измерения времени и иных показателей при проверке уровня физической подготовки, метрологические требования к ним и методику (метод) измерений. n октябрь – ноябрь 2020 www.secuteck.ru 6 Семенов С.А. Транспортная безопасность: проблемы становления // Транспорт Российской Федерации. 2018. № 3 (76). С. 19–23. 7 Семенов С.А. Нормативное правовое регулирование измерений времени при проведении аттестации сил обеспечения транспортной безопасности// Транспорт Российской Федерации. 2019. № 1 (80). С. 60–62. 8 Николаева Н.В. Транспортная безопасность: проблема определения понятия и содержания // Международный правовой курьер. 2016. № 1 (13). С. 15–21. Учения сотрудников группы быстрого реагирования Международного аэропорта Белгород Аттестация сил обеспечения транспортной безопасности Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru Редакция советует В статье проанализирована ситуация по аттестации сил обеспечения транспортной безопасности и сделаны выводы о воз- можных вариантах решения проблемных вопросов. Транспортная безопасность сегодня находится в ранге национальных приоритетов. Технические средства обеспечения транс- портной безопасности предлагают отечественный разработчик, проектировщик и производитель инженерно-технических комплексов физической защиты периметров объектов – компания "ЦеСИС", крупнейший вендор на глобальном рынке HID, поставщик услуг по контролю доступа и обеспечению безопасности – компания dormakaba и другие.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw