Журнал "Системы Безопасности" № 5‘2022
К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 89 новлено иными нормативными актами. Однако именно эти перечни устанавливают дополни- тельные ограничения и запреты к перевозке. Особое внимание на себя обращают входящие в перечень механические распылители, аэро- зольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веще- ствами. Здесь нередко возникают противоре- чия с точки зрения правоприменительной практики, ведь в категорию механических рас- пылителей могут также входить медицинские препараты, так часто применяемые и перево- зимые пассажирами. Электрошоковые устрой- ства и перцовые баллончики также нередко являются неотъемлемым атрибутом городско- го человека. Перечень запрещенных к перевозке взрывчатых веществ Перечень запрещенных к перевозке взрывчатых веществ включает в себя пиротехнические сред- ства, взрывчатые вещества; составные части взрывных устройств, снаряжение и прочие составные части взрывных устройств. Перечис- ленные элементы перечня также имеют более детализированную градацию. Любой заинтере- сованный пассажир может изучить полный состав перечней на любом вокзале или станции, так как их размещение в наглядном виде является обязательным требованием со сторо- ны государства к перевозчикам. Выявлять предметы и вещества из двух выше- упомянутых перечней призваны технические средства досмотра и сотрудники подразделе- ний транспортной безопасности. При должной организации досмотровых мероприятий и оснащении объектов транспорта техническими средствами это представляется вполне выпол- нимой задачей даже в условиях городского пас- сажирского транспорта. Здесь подразумевается транспорт междугороднего и международного сообщения, для поездки на котором пассажиры проходят досмотр на крупных остановочных пунктах, поскольку проведение мер по каче- ственному выявлению и предупреждению тер- рористических актов на общественном внутри- городском транспорте не представляется воз- можным ввиду пассажиропотока и особенно- стей перевозок. Исключением является метро- политен, где вопросам безопасности уделяют огромное внимание в силу привлекательности объектов для реализации террористических угроз. Транспорт действительно считается одной из наиболее привлекательных целей для внешних угроз, так это места скопления огромного коли- чества людей. Любое масштабное происше- ствие на транспорте способно нанести большой ущерб экономике и вызвать общественный резонанс. Реализация угрозы взрыва и прекра- щение функционирования объекта с нанесени- ем ущерба здоровью персоналу, пассажирам и другим лицам является наиболее опасной, учи- тывая практику реализации подобных угроз на транспорте за последние годы. Другие запрещенные к перевозке устройства Переходя к третьему, заключительному списку запрещенных предметов и веществ – перечню других устройств – стоит упомянуть о серьезных проблемах по их выявлению на всех видах транспорта. Данный перечень содержит предметы и веще- ства, содержащие опасные радиоактивные агенты, предметы и вещества, содержащие опасные химические агенты, предметы и веще- ства, содержащие опасные биологические аген- ты, предметы, содержащие взрывчатые веще- ства, изделия, конструктивно сходные с оружи- ем. Проведение мероприятий по обнаружению, распознаванию, идентификации большинства перечисленных веществ возможно только в лабораторных условиях, которыми не обла- дает ни один объект транспорта. В состав предметов и веществ, содержащих опасные биологические агенты, помимо проче- го, входят вирусы, вызывающие болезни, даже такие, как грипп и пневмония. В современных условиях пандемии COVID-19, вызванной коро- навирусом SARS – CoV-2, это приобретает осо- бое значение. О том, как применять требования закона по выявлению веществ, входящих в данный пере- чень, нет ответа ни у одного транспортного предприятия страны. Остановить перевозочный процесс в угоду неукоснительному исполнению законодательства также не видится целесооб- разным решением. Возьмем, к примеру, предметы и вещества, содержащие опасные радиоактивные агенты, где указываются соединения и изделия с радио- активными изотопами, источники альфа- и ней- тронного излучения, источники бета-излучения, источники гамма- и тормозного излучений и т.д. и т.п. Как упоминалось выше, выявлять запрещенные предметы и вещества при досмот- ре должны сотрудники подразделений транс- портной безопасности, применяя различные технические устройства, такие как металлоде- текторы. Таким образом, категорически непо- нятно, какими методами работники безопасно- сти на условном железнодорожном вокзале или станции метро должны выявить у пассажиров опасные радиоактивные агенты. Единство системного и индивидуального подхода к обеспечению транспортной безопасности Полноценное видение решения максимума задач по совершенствованию антитеррористической защищенности объектов транспорта требует глу- бокого и многогранного анализа потенциальных угроз. Объективность и своевременность анализа позволяет выбирать наиболее правильное направление для каждого объекта в отдельности, с дальнейшим устранением необоснованных затрат как человеческого, так и финансового ресурса, обеспечивая при этом должную защиту 1 . Существующие на сегодняшний день в России террористические угрозы на транспорте, в том числе на городском транспорте, побуждают федеральные и региональные органы исполни- тельной власти к системному подходу в обес- печении антитеррористических мер 2 . Однако системный подход не везде и не во всем является верным. И если применение одних и тех же мер административной и уго- ловной ответственности за нарушения требова- ний транспортной безопасности на всех видах транспорта является вполне допустимым, то использование одних и тех же вышеуказанных перечней запрещенных или ограниченных к перемещению предметов и веществ для всех видов транспорта некорректно. Необходимо отметить важность индивидуаль- ного подхода к созданию и обеспечению про- цессов транспортной безопасности не только для каждого вида транспорта, но и для каждого типа объекта и транспортного средства, в зави- симости от его технических и технологических характеристик. Создание типовых норм в обла- сти защиты объектов транспорта закрывает один пробел в правоприменительной практике, создавая при этом множество новых вопросов, возникающих как у транспортных структур, так и самих пассажиров. n www.secuteck.ru октябрь – ноябрь 2022 1 Амельчаков И.Ф., Тычинин С.В., Карагодин А.В., Москаленко С.А. Актуальные проблемы антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры // Проблемы правоохранительной деятельности. 2017. №1. С. 6–10. 2 Шомахов М.К. К вопросу обеспечения безопасности городского общественного транспорта от террористических угроз // Труды Академии управления МВД России. 2014. № 4 (32). С. 125–128. Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru Проведение лабораторных испытаний
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw