Журнал "Системы Безопасности" № 5‘2022

К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 90 Владимир Балановский Ответственный секретарь секции по безопасности Экспертного Совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, член бюро комиссии РАН по техногенной безопасности, профессор Академии военных наук Владимир Подъяконов Научный сотрудник Научно- исследовательского отдела Военного университета МО РФ, член комиссии РАН по техногенной безопасности, член-корреспондент АПК, к.и.н. Ирина Грекова Психолог К онец XX века ознаменовался в СССР, а затем в РФ появлением общественных организа- ций с политическим контекстом и тесно связан- ных с Западом. Их активность охватывала все сферы социальной жизни, в том числе психи- ческое здоровье 1 . "Гуманистические" задачи лежали в сфере психиатрического законода- тельства и контроля над системами психиатри- ческого обслуживания, формирования меди- цинской западной политики в российской пси- хиатрии. Эти организации до настоящего вре- мени занимаются у нас конструированием социальных проблем под девизом "Основной проблемой в СССР, а затем в РФ является госу- дарственная политика в отношении психически больных, защита их прав, неспособность госу- дарства действовать без правозащитных орга- низаций и жесткой проверки соответствия зако- нодательства западным нормам" 2 . Под давлением Всемирной психиатрической ассоциации (ВПА) и под страхом введения эко- номических санкций в 1989 г. в СССР были при- няты нормативные документы, а затем в РФ в 1992 г. ФЗ № 3185–1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее ока- зании". Нашей психиатрии было поставлено условие не препятствовать инспекционной дея- тельности ВПА и объединений правозащитного направления. Почему законодательство о психиатрической помощи должно быть пересмотрено За 30 лет с момента принятия закона стало ясно, что социально-экономические условия и агрессивное деструктивное информационно- психологическое воздействие со стороны недружественных государств приводят к фор- мированию в российском обществе критиче- ской массы лиц с девиантным (отклоняющим- ся) поведением. Анализ правовых, социальных и судебно-психиатрических аспектов этой про- блемы показывает, что "демократические завоевания" Независимой психиатрической ассоциации и Московской Хельсинкской груп- пы 3 , формировавших закон "О психиатриче- ской помощи", должны быть кардинально пересмотрены. Это связано с тем, что основная цель Независимой психиатрической ассоциа- ции – это "разгосударствление, демонополи- зация и децентрализация психиатрической службы". Об этой "деятельности" можно судить по сле- дующему факту: в 1997 г. президент ассоциа- ции Ю.С. Савенко, выступавший в судебном процессе свидетелем со стороны истцов, заявлял, что связь между возникновением пси- хических расстройств у людей и их вступлением в такие организации, как "Аум Синрике" 4 , отсут- ствует. Позднее на суде он вынужден был при- знать, что экспертные исследования проводи- лись по заказу "Аум Синрике", которая оплачи- вала работу экспертов ассоциации. Несмотря на это, Московская Хельсинкская группа писала: "Независимая психиатрическая ассоциация постоянно показывает, насколько значимым не только для человеческого достоинства, но и для психического здоровья является соблюдение фундаментальных прав человека. Она придер- живается строго научной и взвешенной граж- данской позиции, деятельность организации получила признание как внутри страны, так и за ее пределами" 5 . Это показывает, насколько законодатель- ство и подзаконные акты в этой сфере "иноагентны" и политизированы. Поэтому они требуют изменения без оглядки на мне- ние "мировой общественности". Правоза- щитные объединения в этой области пред- ставляют собой иноагентов и ставят своей основной задачей формирование из них пятой колонны для создания управляемого хаоса 6 . Психический компонент терроризма Терроризм как явление существует на протяже- нии всей истории человечества, но в последние десятилетия качественно изменился за счет рас- ширения арсенала средств и способов. В этой сфере активность проявляют общественные организации с иностранным финансированием, работающие с психиатрическими пациентами. В связи с этим изучение психических послед- ствий терроризма, их предупреждение и пре- одоление становится одной из приоритетных задач обеспечения безопасности на современ- ном этапе. С точки зрения психиатрии террористы относят- ся к психопатам – асоциальным личностям без психических расстройств, но с аномалиями характера и поведения. Из-за сложности их социальной адаптации и коррекции это пред- ставляет особый интерес для сферы безопасно- сти 7 . Аномалиями в форме личностного рас- стройства становятся "модели поведения в виде особенностей восприятия, существенно откло- няющихся от обычных". С возрастом происходят изменения нарушений поведения, от оппози- ционного девиантного к антисоциальному, и расстройству личности. При психопатиях ано- мальными являются психический склад и лич- ность в целом. Психические последствия терроризма, ведущие к изменениям социального характера в стране, разделяются на изменения в личностной, эмо- циональной, моральной сферах. Например, израильские ученые выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческий типы ответа на террористическую угрозу: l эмоциональный ответ включает страх, беспо- койство, сочувствие и отчуждение; l когнитивный – ситуационную оценку и поиск решений, веру в удачу, оптимизм; l поведенческий – поиск информации, бди- тельность и/или привыкание. Угроза теракта вызывает психические и пове- денческие расстройства, проявление страха и подозрительности, приводит к появлению экстремистских движений, пытающихся самостоятельно "решить" проблемы, что фор- мирует атмосферу хаоса. Понимая это, руко- водство РФ за последние 15 лет сформиро- вало комплекс мер, направленный на пред- упреждение и локализацию рисков и угроз терроризма. октябрь – ноябрь 2022 www.secuteck.ru Трансформация модели нарушителя в условиях управляемого хаоса В последние десятилетия ХХ века США и Евросоюз для активизации экспансии раз- работали концепцию "мягкой силы" и новую идею гражданского общества, которая обосновывала демократизацию только по западным стандартам. Ее проводниками должны стать неправительственные организации (НПО), создаваемые с помощью не местного "гражданского общества", а западных государственных доноров 1 Хоффман Б. Терроризм – взгляд изнутри. М.: Ультра. Культура, 2003. 264 с. 2 Там же. 3 Московская Хельсинкская группа – иноагент, в период внесения изменений в законодательство в данной сфере финансировавшийся зарубежными спонсорами, в том числе фондом "Открытое Общество" (фонд "Сороса") и "Национальным фондом демократии" (США). 4 Кондратьев Ф.В., Осколкова С.Н. Аналитический обзор "Медико-социальные последствия деструктивной деятельности тоталитарных сект". ГНЦ СиСП им. В.П. Сербского, 2000. Институт психотерапии и клинической психологии, Москва. 5 Приветственное слово Л.М. Алексеевой, председателя Московской Хельсинкской группы, участникам съезда Независимой психиатрической ассоциации России 15.11.2010 г. 6 Управляемый хаос – эволюционный процесс с чередой порядка и хаоса, переходом к хаосу (гибели структуры) и выходом из него (самоорганизации). С помощью технологий управляемого хаоса решается главная задача неоколониализма – осуществляется геополитическое переформатирование "неправильных" стран в сырьевой придаток Запада. Описан в работе И. Пригожина и И. Стенгерс "Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой" (1979). 7 Узденов Р.М. Проблемы определения понятия приготовления к преступлению и классификации его разновидностей // Пробелы в российском законодательстве (1577). 2014. № 3. С. 112–117.

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw