Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2018

С аморегулируемая организация Союз орга- низаций "Автоматизированные системы безопасности" занимается правовым обеспече- нием деятельности по дублированию сигналов о пожаре в подразделения пожарной охраны (так называемый пожарный мониторинг). Основные заблуждения, которые существуют на рынке систем безопасности по этому вопро- су, мы сформулировали в виде мифов. Каждый из них мы развеем с помощью ссылок на нор- мативно-правовые акты и решения судов. Миф № 1. До разработки и внедрения системы "Стрелец-Мониторинг" существовали иные системы автоматического вызова пожарных В связи с трагическими событиями на соци- альных объектах в 2006–2009 гг. в ч. 7 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожар- ной безопасности" были внесены изменения, согласно которым тревожный сигнал должен поступать с социально значимых объектов (школы, больницы, детские сады, дома пре- старелых и др.) в пожарную часть напрямую в автоматическом режиме "без участия работ- ников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации", что позволяет в несколь- ко раз сократить время прибытия пожарно- спасательных подразделений. Во исполнение требований ч. 7 ст. 83 Техни- ческого регламента Научно-исследователь- ским институтом противопожарной обороны МЧС России (ФГБУ ВНИИПО МЧС России) были разработаны комплекты рабочей кон- структорской документации и опытные образ- цы комплексной радиоканальной системы адресного мониторинга безопасности объ- ектов. Приказом МЧС России от 28.12.2009 № 743 был принят на снабжение в МЧС России про- граммно-аппаратный комплекс системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках раз- вития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в высотных зданиях, с условным наименованием ПАК "Стрелец- Мониторинг". ПАК "Стрелец-Мониторинг" представляет собой составную часть разрабо- танной ФГБУ ВНИИПО МЧС России комплекс- ной радиоканальной системы адресного мониторинга безопасности объектов. Оснаще- ние пожарных частей оборудованием ПАК "Стрелец-Мониторинг" проводилось в результате открытых конкурсов на поставку в 2010–2012 гг. Вывод Никакого оборудования для приема сигналов о пожаре в пожарных частях до разработки и внедрения ПАК "Стрелец-Мониторинг" не существовало, поскольку требование о дубли- ровании сигналов о пожарах в пожарную часть в автоматическом режиме для объектов классов Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2. (школы, больницы, детские сады, дома престарелых, гостиницы и т.д.) впервые появилось в Техни- ческом регламенте лишь в 2012 г. (на основа- нии Федерального закона от 10.07.2012 № 117-ФЗ), причем вступление в силу этого требования было отложено до 2014 г. Нормативные акты 1. Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожар- ной безопасности". 2. Федеральный закон от 10.07.2012 № 117-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожар- ной безопасности". Миф № 2. Существует "рынок пожарного мониторинга" Ст. 22 Федерального закона "О пожарной без- опасности" предусмотрено, что тушение пожа- ров и проведение аварийно-спасательных работ осуществляются на безвозмездной основе, если иное не установлено законода- тельством РФ. Прием и отработка сообщения о пожаре, в том числе при его поступлении в автоматическом режиме от системы пожар- ной сигнализации объекта защиты (ч. 7 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожар- ной безопасности"), являются первоначаль- ным этапом аварийно-спасательных работ, а значит должны осуществляться на безвоз- мездной основе. Прием и отработку сообще- ний о пожаре (вызове) по телефонным линиям связи или другим способом обязан осуществлять диспетчер службы оперативного обеспечения (диспетчерской связи) террито- риального и/или местных пожарно-спасатель- ных гарнизонов, в функции которых входит прием и отработка сообщений о пожаре (вызове) и направление к месту пожара (вызова) сил и средств пожарно-спасательных подразделений пожарно-спасательных гарни- зонов в соответствии с расписанием выезда. Ст. 52 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи" говорит о том, что вызов экстренных оперативных служб является бес- платным на всей территории Российской Федерации. Вывод Рынка пожарного мониторинга не существует. Услуги по приему/передаче сигнала о пожаре, которые мониторинговые компании оказы- вают социальным объектам, незаконны и являются мошенничеством. Нормативные акты 1. Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности". 2. Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожар- ной безопасности". 3. Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи". Миф № 3. МЧС не обладает исключительным правом выбора противопожарного оборудования Вопросы выбора и использования противопо- жарного оборудования, в частности ПАК "Стрелец-Мониторинг", в том числе порядок его эксплуатации с объектовым оборудовани- ем, находятся в прямой компетенции МЧС России. Это было неоднократно установлено решениями арбитражных судов и судов общей юрисдикции. Из постановления суда апелляционной инстанции по делу № А56-54896/2012: "Одна из основных задач МЧС России – осу- ществление деятельности по организации и ведению гражданской обороны, экстренно- му реагированию при чрезвычайных ситуа- циях, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обес- печению безопасности людей на водных объ- ектах (пп. 5 п. 7 Положения о Министерстве декабрь 2018 – январь 2019 www.secuteck.ru БЕСПРОВОДНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ О П С , П О Ж А Р Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь 102 Виктор Кривошонок Председатель Совета СРО Союз организаций "Автоматизированные системы безопасности", генерал-майор внутренней службы в отставке, к.т.н. Мифы о пожарном мониторинге Количество пострадавших во время пожара напрямую зависит от скорости прибытия пожарных расчетов. Для сокращения этого времени в 2009 г. была разработана система "Стрелец-Мониторинг", которая позволяет за считанные секунды автомати- чески передать сигнал о пожаре по специальному радиоканалу с социальных объ- ектов на пульт 01. За три года количество жертв на пожарах в школах, больницах, дет- ских садах и домах престарелых сократилось в 14 раз! Но вокруг "Стрельца-Мони- торинга" до сих пор не утихают споры. Преследуя свои коммерческие интересы, про- изводители систем безопасности, мониторинговые организации пишут жалобы в ФАС и иные госорганы, публикуют в прессе статьи о якобы монополизации рынка

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw