Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2018
ции по делам гражданской обороны, чрезвы- чайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий". 2. Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности". 3. Приказ МВД России от 18.06.1996 № 33 "Об утверждении перечня пожарно-техниче- ской продукции". 4. Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожар- ной безопасности". 5. Постановление Правительства РФ от 11.10.2012 № 1036 "Об особенностях оценки соответствия оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, процессов проектирова- ния (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуата- ции, хранения, перевозки, реализации, утили- зации и захоронения указанной продукции". 6. Указ Президента РФ от 12.02.2008 № 189с "О порядке принятия на вооружение (снабже- ние, в эксплуатацию) Вооруженных сил Рос- сийской Федерации, других войск, воинских формирований и органов образцов (комплек- сов, систем) вооружения, военной, специ- альной техники и военно-технического иму- щества". 7. Приказ МЧС России от 21.02.2008 № 76 "О совершенствовании организации размеще- ния заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд в системе МЧС России". 8. Приказ МЧС России от 30.07.1999 № 411 (в редакции приказа МЧС России от 03.11.2011 № 663) "Об утверждении Инструкции о порядке подготовки документов о принятии на вооружение (снабжение, в экс- плуатацию, опытную эксплуатацию) сил МЧС России образцов (систем, комплексов) воору- жения, техники и технического имущества". Миф № 5. Должен быть открытым доступ к протоколу связи между пультовым и объектовым оборудованием для автоматического вызова пожарных Комплексная радиоканальная система адрес- ного мониторинга безопасности объектов, составной частью которой является программ- но-аппаратный комплекс "Стрелец-Монито- ринг", по техническим параметрам и функцио- нальному назначению представляет собой систему передачи извещений о пожаре (СПИ). Комплексная радиоканальная система адрес- ного мониторинга безопасности объектов соз- давалась на базе уже существующих СПИ. В этих целях ФГБУ ВНИИПО МЧС России на конкурсной основе проводило выбор соразра- ботчика–производителя, система которого будет взята за основу. Соразработчиком стало ЗАО "Аргус-Спектр". Выбор ФГБУ ВНИИПО МЧС России был обусловлен тем, что постановлением Прави- тельства Российской Федерации от 22.02.2007 сотрудники ЗАО "Аргус-Спектр" были удостоены звания "Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники" за разработку и внедрение охранно-пожарной и адресно- аналоговой пожарной радиосистемы "Стре- лец". На базе "Стрельца" осуществлялись работы по созданию образца усовершенство- ванной СПИ, которые должны были позво- лить выполнять ряд необходимых для МЧС России функций. При этом сама суть СПИ осталась неизменной именно в целях обеспечения конкуренции, чтобы любой производитель СПИ мог про- изводить ПАК "Стрелец-Мониторинг" и прибо- ры объектовые оконечные (ПОО) в соответ- ствии со своим собственным протоколом связи между прибором объектовым оконеч- ным (ПОО) и прибором пультовым оконечным (ППО). Соответственно, в разработку комплексной радиоканальной системы адресного монито- ринга безопасности объектов не входили работы по созданию протокола связи между прибором объектовым оконечным (ПОО) и прибором пультовым оконечным (ППО), поскольку он уже создан производителями СПИ и авторское право на него принадлежит последним. Технические требования на ПАК "Стрелец- Мониторинг" не содержат требований к про- токолу связи между прибором объектовым оконечным (ПОО) и прибором пультовым око- нечным (ППО). В своем постановлении Арбитражный суд Московского округа по делу № А40- 198265/2014 указал: "…оконечные устрой- ства и объектовые приборы систем переда- чи извещений о проникновении и пожаре и систем передачи извещений конкретного производителя не могут быть подключены к системе другого производителя, посколь- ку у каждого производителя различные протоколы подключения его составных частей". В соответствии со ст. 2 Федерального зако- на от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информа- ции, информационных технологиях и о защите информации" система "Стрелец- Мониторинг" является государственной информационной системой, созданной в целях реализации полномочий МЧС Рос- сии. В п. 9 ст. 14 этого закона прямо указа- но: "Информация, содержащаяся в госу- дарственных информационных системах, является официальной. Государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламен- тирующим функционирование государст- венной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе, доступ к указан- ной информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, а также защиту указанной информации от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копиро- вания, предоставления, распространения и иных неправомерных действий". Открытие протоколов связи между ПАК "Стре- лец-Мониторинг" и объектовым оборудовани- ем недопустимо, поскольку может привести к несанкционированному доступу со стороны нарушителей (террористических организаций, спецслужб иностранных государств, крими- нальных структур и т.д.). Вывод Доступ к протоколу связи между пультовым и объектовым оборудованием для автоматиче- ского вызова пожарных должен быть закры- тым в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Открытие протокола связи может привести к несанкционированному доступу со стороны нарушителей. Любой про- изводитель СПИ может производить ПАК "Стрелец-Мониторинг" и приборы объектовые оконечные в соответствии со своим собствен- ным закрытым протоколом связи. Нормативные акты и судебные решения 1. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных техноло- гиях и о защите информации". 2. Указ Президента РФ № 351 от 17.03.2008 "О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекомму- никационных сетей международного инфор- мационного обмена". 3. Постановление Арбитражного суда Москов- ского округа по делу № А40-198265/2014. Миф № 6. Только компания "Аргус-Спектр" может выпускать продукцию под условным наименованием "ПАК "Стрелец-Мониторинг" ПАК "Стрелец-Мониторинг" представляет собой набор обязательных требований, разработанных МЧС России в области тех- нического регулирования к оборонной про- дукции. ЗАО "Аргус-Спектр", который является производителем ПАК "Стрелец- Мониторинг", – это всего лишь производи- тель технических средств, подтвердивший в рамках государственных закупок по госу- дарственному оборонному заказу, что его продукция соответствует требованиям на программно-аппаратный комплекс, приня- тый на снабжение приказом МЧС России от 28.12.2009 № 743. В соответствии с приложением № 1 к приказу МЧС России от 28.12.2009 № 743 техниче- ские характеристики и конструкторская доку- ментация на программно-аппаратный ком- плекс не являются секретными, то есть доступ- ны любому производителю. Технические требования к ПАК "Стрелец- Мониторинг" не содержат требований к про- токолу связи между прибором объектовым оконечным (ПОО) и прибором пультовым око- нечным (ППО). Вывод Любой производитель технических средств, подтвердивший в рамках государственных закупок по государственному оборонному заказу, что его продукция соответствует тре- бованиям к программно-аппаратному ком- плексу, принятому на снабжение приказом МЧС России от 28.12.2009 № 743, может участвовать в конкурсах на поставку систем для автоматического вызова пожарных. декабрь 2018 – январь 2019 www.secuteck.ru БЕСПРОВОДНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ О П С , П О Ж А Р Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь 104
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw