Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2018
Нормативные акты 1. Приказ МЧС России от 28.11.2009 № 743 "О принятии на снабжение в системе МЧС России программно-аппаратного комплекса системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребы- ванием людей, в том числе в высотных зданиях". Миф № 7. Для автоматического вызова пожарных бригад разрешено применение коммерческих каналов связи Для обеспечения передачи сообщений о пожаре на пульт ПАК "Стрелец-Монито- ринг" Министерством обороны РФ для МЧС России выделен радиочастотный канал связи (разрешение от 29.11.2010 № 205/307/1979). Поскольку обеспечение передачи извещений о пожаре в подразде- ления пожарной охраны осуществляется по прямому бесплатному радиоканалу, выде- ленному МЧС России Министерством оборо- ны РФ, объект защиты не несет финансовых затрат за передачу, прием и отработку изве- щения о пожаре, поступившего в автомати- ческом режиме в подразделения пожарной охраны. Использование подразделениями МЧС России коммерческих каналов связи GSM, Интернет и других для приема/передачи сигналов о пожаре недопустимо, поскольку это означает: 1. Введение посредника (оператора связи) в схему передачи извещений о пожаре, что про- тиворечит ч. 7 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регла- мент о требованиях пожарной безопасности". 2. Передачу сигнала о пожаре на платной основе в нарушение требований ст. 22 Феде- рального закона "О пожарной безопасности": "Тушение пожаров и проведение аварийно- спасательных работ осуществляются на без- возмездной основе", а также ст. 52 Федераль- ного закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи", согласно которой вызов экстренных оперативных служб является бесплатным на всей территории Российской Федерации. 3. Нецелевое расходование бюджетных средств. В то время как радиоканал, выделен- ный для системы "Стрелец-Мониторинг", является бесплатным, за использование кана- лов связи общего пользования операторами связи взымается ежемесячная плата в размере 900 рублей с объекта. Но самое главное – в соответствии с требо- ваниями к сетям общего пользования Мини- стерства информационных технологий и связи РФ в сетях подвижной связи допус- кается до 5% несостоявшихся вызовов из-за технических неисправностей или перегрузки сети. Это означает, что оператор не может гарантировать надежность канала связи и круглосуточную бесперебойную работу. В связи с проведением неотложных меро- приятий в области обеспечения правопоряд- ка и защиты населения и территорий от чрез- вычайных ситуаций при ЧС природного и тех- ногенного характера предусматривается при- остановление использования сетей связи и средств связи либо полное прекращение такого использования. МЧС России письмом от 28 мая 2013 г. №43-2284 допускает возможность построения систем мониторинга на каналах связи общего пользо- вания только в районах с низкой плотностью защищаемых объектов, в которых мала веро- ятность перегрузки или отключения каналов во время ЧС. Но и в этом случае необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 52 Феде- рального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи" расходы операторов связи, понесен- ные в связи с обеспечением вызова экстрен- ных оперативных служб, возмещаются не за счет социальных объектов, а на основании договоров, заключаемых операторами связи с МЧС России. Вывод Применение коммерческих каналов связи для автоматического вызова пожарных бригад недопустимо, поскольку в нарушение требо- ваний федеральных законов предполагает введение посредника (оператора связи) в схему передачи извещений о пожаре и пере- дачу сигнала о пожаре на платной основе. Нормативные акты 1. Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи". 2. Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности". 3. Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожар- ной безопасности". 4. Письмо МЧС России от 28.05.2013 № 43-2284 "О порядке организации переда- чи сигналов о чрезвычайных ситуациях и пожарах в подразделения федеральной про- тивопожарной службы ГПС МЧС России". Миф последний. Автоматический вызов пожарных бригад при использовании неспециализированного оборудования – это не воровство При использовании неспециализированного оборудования передача сигнала о пожаре осу- ществляется коммерческим организациями на платной основе. Поскольку диспетчер дежурно-диспетчер- ской службы не вправе принимать поступаю- щие сигналы на пульты неспециализирован- ного оборудования, то данные сигналы от объекта транслируются на пульт централизо- ванного наблюдения (ПЦН) коммерческой структуры, работник которой в дальнейшем сообщает о поступивших сигналах диспетче- ру по телефону. Передача тревожного сигнала на пульты неспециализированного оборудования позво- ляет на легальной основе организовывать мошеннический бизнес – оказание "услуг" по приему/передаче сигнала о пожаре. Для при- дания видимости законности данной деятель- ности услуга по приему/передаче сигнала о пожаре камуфлируется под техническое обслуживание объектового оборудования. Подобные схемы созданы в целом ряде регионов России. Например, в Свердловской области из 6800 социально значимых учреж- дений системой автоматического вызова пожарных подразделений оборудовано 6200 учреждений. При этом только с 2100 учреж- дений сигналы о пожаре поступают на ПАК "Стрелец-Мониторинг", с других 4100 учреж- дений сигналы о пожаре выводятся на при- емное оборудование коммерческой органи- зации. Стоимость работ по поставке и монтажу объ- ектового прибора коммерческой организации для одного объекта составляет около 80 тыс. рублей, соответственно, для 4100 объектов защиты – 328 млн рублей. Стоимость ежеме- сячного так называемого технического обслуживания объектового прибора коммер- ческой организацией составляет 3–3,5 тыс. рублей в месяц, соответственно, всех объектовых приборов, смонтированных на 4100 объектах защиты – 13 млн рублей ежемесячно. То есть на монтаж и техническое обслуживание приборов объектовых начи- ная с 2007 г. по настоящее время из бюджета Свердловской области направлено более 2 млрд рублей. В Санкт-Петербурге цена "услуги по приему/передаче тревожного сигнала" с одного объекта в среднем составляет 8 тыс. рублей в месяц, то есть с 5 тыс. объектов – 40 млн рублей ежемесячно. За десять лет, что действует данная схема, "услуги по приему/передаче тревожного сигнала" стоили бюджету Санкт-Петербурга более 5 млрд руб- лей. В силу того, что работник сервисного центра, куда поступают тревожные сигналы с объектов, не имеет обязательств по передаче поступив- ших сообщений о пожаре в пожарную часть и не несет за это никакой ответственности, у специализированных монтажных организа- ций отсутствует необходимость монтировать на объектах защиты работоспособное оборудова- ние – достаточно просто установить муляжи и составить фиктивные акты о работоспособно- сти, вводе в эксплуатацию и т.д. системы авто- матического вызова. Вывод Передача тревожного сигнала на пульты неспе- циализированного оборудования позволяет на легальной основе организовывать мошенниче- ский бизнес – оказание "услуг по приему /пере- даче сигнала о пожаре". Средняя стоимость такой услуги с одного объекта по России состав- ляет 5 тыс. рублей в месяц. В России 210 тыс. объектов, которые подлежат обязательному оснащению системами автоматического вызова пожарных. Таким образом, если все эти объ- екты будут подключены к неспециализирован- ному оборудованию, за автоматический вызов пожарных, который по закону должен быть бес- платным, из бюджета страны ежегодно будет изыматься сумма в размере более 12 млрд руб- лей! Нормативные акты 1. Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожар- ной безопасности". n www.secuteck.ru декабрь 2018 – январь 2019 БЕСПРОВОДНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ О П С , П О Ж А Р Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь 105 Адрес и телефоны АРГУС-СПЕКТР см. стр. 127 "Ньюсмейкеры"
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw