Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2018
S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 23 Б орьба с неизвестными потерями, их сокра- щение и минимизация – одна из основных задач различных подразделений безопасности. В этой статье я приведу примеры внутренних и внешних факторов образования неизвестных потерь и расскажу, какими способами мы боремся с каждым из них. Мошенничество персонала с целью личного обогащения (внутренний фрод) – одна из основных причин возникновения неизвестных потерь. Сотрудники магазинов, вне зависимо- сти от занимаемых должностей, стремятся найти способ дополнительного заработка. Ниже представлены примеры того, как пер- сонал магазинов совершает мошенниче- ские действия с целью собственного обога- щения. Мошенничество на кассе В основную категорию рисков, на мой взгляд, входят кассиры. Ежегодно в своей работе я сталкиваюсь с выявлением все новых спосо- бов мошенничества на кассе магазина. Удаление позиций из чека Покупатель приносит на кассу вещи. Кассир пробивает их в чек и озвучивает сумму. Пока покупатель отсчитывает деньги, кассир удаляет самый дорогой товар из чека. Покупатель отдает озвученную сумму кассиру и забирает товар, но в учетной системе продажа этого товара не проведена, и в чеке его нет (большинство людей не проверяют, что пробито в чеке, после совершения покупки, чем и поль- зуются недобросовестные кассиры). В кассе образуется излишек денежных средств, кото- рый кассир изымает при очередном пересчете кассы. В итоге покупатель ушел с товаром, кассир забрал заплаченные покупателем денежные средства за товар себе, а при инвентаризации данный товар попадет в недостачу. Есть много способов борьбы с подобными махинациями. Один из них – запретить на про- граммном уровне удалять строку в чеке. В этом есть и минусы: в случае ошибочного пробития приходится отменять чек целиком и пробивать товар заново. Но, оценив риски, мы пришли к выводу о целесообразности данного метода. Другими способами борьбы с подобными мошенничествами могут быть: l отмена позиции только при использовании пароля/ключа менеджера магазина; l фиксация каждого случая отмены в специ- альном отчете и сверка отчета с системой видеонаблюдения, выборочно или в полном объеме. Непробитый товар К кассиру приходит знакомый и приносит на кассу товар. Кассир делает вид, что пробивает, но на самом деле из общего числа товара про- бивает 1–2 единицы. Все остальное просто упа- ковывает в пакет и отдает "клиенту". В итоге компания несет потери, так как весь непробитый товар попадет в недостачу. К сожалению, с данным способом мошенничества бороться достаточно сложно. Самым эффективным способом является использование аналитических информационных систем ККО (контроля кассовых операций). Но без применения программных средств подобные факты также можно выявить при выборочной проверке чеков у покупателей на выхо- де, внимательности и бдительности персонала мага- зина и сотрудников охраны (службы контроля) и периодическом контроле кассовых операций с использованием средств видеонаблюдения. "Объединенные" чеки со скидкой Способ, при котором компания теряет не товар, а прибыль или несет репутационные риски. Допустим, компания запустила акционные ката- логи товара. В каждом каталоге имеется штрих- код на скидку 20% при совершении покупки товара из каталога. Кассиры получили один из таких каталогов, положили на кассе и исполь- зовали штрихкод при пробитии "объединен- ных" чеков. Как именно это работает: кассир пробивает товар покупателю, на экране появляется итого- вая сумма, которая ему озвучивается. Покупа- тель отдает деньги (работает только при опла- те наличными) и уходит, не дожидаясь чека. Кассир не завершает операцию и пробивает в этот чек покупку следующего клиента. Клиент опять же не дожидается чека (по различным причинам) и уходит. На покупки нескольких клиентов, заплативших полную стоимость за товар, кассир применяет скидку по каталогу и пробивает чек, таким образом в кассе образу- ется излишек денежных средств в размере скидки. При очередном пересчете кассы изли- шек изымается. www.secuteck.ru декабрь 2018 – январь 2019 СПЕЦПРОЕКТ РИТЕЙЛ Алексей Стрельников Руководитель внутреннего контроля компании MODIS Рецепт противодействия неизвестным потерям в розничных магазинах В ритейле есть два вида потерь – известные и неизвестные. К тому или иному виду потери относят по разным принципам. Известные возникают по вине установленного субъекта/подразделения компании, а также в результате различных технологических процессов: забраковки, истечения срока годности, усушки и др. Неизвестные – это потери, причины которых не удается идентифицировать сразу, и узнают о них только при проведении инвентаризации (ревизии магазина). Если с известными потерями ком- пании ведут борьбу, разрабатывая новые и оптимизируя старые бизнес-процессы, то неизвестные вызывают множество вопросов и всегда являются проблемой для ритейла www.theb alancesmb.com Шоплифтеры – огромная проблема современности, и с ними необходимо бороться на государст- венном уровне, но на текущий момент это делают только службы безопасности российских ритейлеров
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw