Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2018
S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 24 В итоге магазин недополучает прибыль с про- дажи товара, кассир обманывает покупателя, нанося урон репутации компании, а также при- сваивает денежные средства. С данным видом мошенничества мы боремся, формируя выгрузки кассовых операций с при- менением скидки и соответствующие перечню критериев (определенное количество позиций товара в чеке, определенное время активности чека и др.). Возвраты Для проведения возврата, особенно в день приобретения товара, не нужно практически ничего. Например, у кассира остался чек, кото- рый покупатель забыл. Кассир оформляет воз- врат по данному чеку, без заполнения доку- ментов. Денежные средства из кассы кассир присваивает. Товар, который фактически забрал покупатель, не проведен в системе как проданный и попадет в инвентаризацию в недостачу. Один из способов борьбы с фиктивными воз- вратами – формирование нормативной базы, создание и контроль исполнения сотрудниками всех указанных требований, в том числе требо- вание к кассирам оформлять каждый проведен- ный возврат, вне зависимости от того, как, кем и когда совершена покупка. От кассиров тре- буют всегда прикладывать чеки на возврат и указывать место, дату и время проведения воз- врата, а сотрудники службы безопасности, в свою очередь, должны контролировать данные операции. Кроме того, мы практикуем сравнение товаров, попавших в недостачу по итогам инвентариза- ции магазина, с реестром товаров, подлежащих возврату в отчетном периоде. Этим способом можно выявить закономерности и, возможно, конкретные факты мошенничества на кассе. Необходимость контроля на кассе На кассу и кассовую дисциплину необходимо обращать пристальное внимание. Во всех ком- паниях, в которых я работал, касса является одним из основных источников потерь. Эффективным инструментом борьбы с потеря- ми на кассе магазина является внедрение систе- матического контроля за соблюдением кассо- вой дисциплины, формирование регламентов и инструкций, направленных на организацию каждого процесса (получение денежных средств, пробитие чека, выдача сдачи, прове- дение возврата, пересчет кассы, инкассация и др.). Систематический контроль проводимых акций, пробитых чеков, возвратов и инкассаций поз- воляет держать персонал в тонусе и сократить риски возникновения мошеннических операций с денежными средствами. Директора, кладовщики, продавцы… Помимо кассы, потери могут возникать и в дру- гих зонах. Вот, например, выявленные в послед- нее время ситуации: 1. Директора магазинов оформляют на работу "мертвые души" (сотрудников, которые есть только на бумаге) и проставляют им рабочие часы. При получении заработной платы эти люди передают деньги директору (полностью или оставляя себе процент, в зависимости от ситуации). 2. Кладовщики регистрируют фиктивные пере- мещения товара в системе между различными подразделениями компании или виртуальными складами учета и хранения, при этом сам товар похищают. Или, что хуже, некорректно ведут учет поступающего в магазин товара, "вешая" на магазин недостачи товара, который фактически в магазин и не поступал. 3. Продавцы готовят товар в торговом зале (сни- мают с него защиту) и сообщают подельникам, где именно его оставили. Чаще всего это зоны торгового зала, где затруднен обзор персона- лом и системами видеонаблюдения. Подельник совершает вынос товара, зная, что на выходе системы противокражной защиты не сработают. Проверенные методы борьбы с внутренним фродом Управление и контроль за всеми процессами магазина – основной инструмент борьбы с фак- тором образования неизвестных потерь, свя- занных с внутренним фродом. Высококвалифицированный руководящий состав магазина совокупно с разработанной нормативно-правовой базой, а также каче- ственной информационно-аналитической работой подразделений контроля – самый эффективный метод борьбы с потерями, возни- кающими по вине персонала магазина. Осведомленность коллектива магазинов о постоянном контроле всех бизнес-процессов и периодическое представление выявленных фактов мошенничества с доведением дел в отношении сотрудников компании до уголов- ной ответственности являются сдерживающими факторами, минимизирующими риски образо- вания внутреннего фрода. Ущерб по вине посетителей магазинов По различным оценкам, кражи товаров посети- телями составляют от 20 до 60% потерь ритей- ла. В последние годы фактор внешнего воров- ства резко возрос и принимает все более орга- низованный характер. Есть категория людей, которые занимаются кра- жами ради интереса (адреналин, самоутвер- ждение), а есть те, кто зарабатывает на этом. Шоплифтеры В Интернете, в журналах и по телевизору, периодически рассказывают о шоплифтерах – людях, которые считают смыслом своей жизни не платить за то, что они могут украсть. Несколько печатных изданий в 2017 г. опубли- ковало большие статьи – интервью с шоплиф- терами, которые повествуют о преимуществах подобного рода деятельности и о своих прин- ципах "не платить за товар", так как продавцы (компании) якобы наживаются на людях, про- давая товар по бешеным ценам. По моему мнению, данные статьи являются про- пагандистскими, с призывом к обществу совер- шать кражи, потому что персонажи данных ста- тей совершенно безнаказанно практикуют кражи на протяжении длительно времени и с гордостью повествуют об этом миллионам читателей. Они рассказывают о том, сколько денег они экономят, воруя необходимые им товары, какие потрясающие ощущения они испытывают при этом. Почему же журналы не ведут пропаганду соблюдения закона? Не дополняют эти статьи статистикой осужденных за кражи? Статистикой жизней, испорченных ворами собственным детям, которые не получат возможность работы в госорганах и на государственной службе при наличии осужденных родителей. Движение шоплифтеров с каждым годом при- нимает все больший размах. К нему подклю- чаются все, от школьников-подростков до взрослых образованных и состоявшихся в жизни людей. Шоплифтеры – огромная проблема современ- ности, и с ними необходимо бороться на госу- дарственном уровне, но на текущий момент это делают только службы безопасности россий- ских ритейлеров. Организованная преступность В ходе моей работы в различных торговых цент- рах нашей страны были установлены организо- ванные группы граждан, занимающихся кража- ми товара из магазинов с целью их дальнейшей реализации. Для большого числа жителей нашей страны, не являющихся ее гражданами, кражи – способ заработка. С каждым днем придумывается и воплощается все больше способов совершения краж из мага- зинов, начиная от снятия датчиков магнитами до "фольгированных" детских колясок. Например, недавно мы задержали группу деву- шек, которые пришли в магазин с детской коля- ской. Одна из них встала с коляской в отделе с детским бельем, а ее сообщницы приносили ей различные товары. Они набили коляску до отказа и направились к выходу. Противокражная система не сработала, так как коляска с внутренней стороны была оклеена несколькими слоями фольги (сигнал датчиков на товаре глушился), и дамы покинули пределы магазина и только на выходе из торгового цент- ра были задержаны. Сумма товара, который пытались похитить злоумышленницы, составила более 100 тыс. рублей. Другой случай: мама с сыном пришли в мага- зин, взяли некое количество товара и направи- лись в примерочную. Пока сын примерял товар, мама носила ему все больше и больше новых вещей, пытаясь запутать сотрудника, осуществ- ляющего пересчет вносимого товара. Сын, пользуясь занятостью персонала, магнитом сни- мал защиту с товара и несколько единиц товара надел под собственную одежду. На выходе из примерочных они отдали все вещи продавцу и направились на выход, где были задержаны сотрудниками охраны и пере- даны представителям правоохранительных органов. Привлечение персонала к кражам Несмотря на массовость магазинных краж, максимальный ущерб наносят организован- ные группы, в состав которых входят сотруд- ники. Выходцы из южных республик, а также гражда- не дружественных стран, занимающиеся кража- ми в магазинах, часто прибегают к подкупу и декабрь 2018 – январь 2019 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ РИТЕЙЛ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw