Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2018
S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 25 запугиванию сотрудников магазинов, в том числе служб контроля. Так, например, в Москве и Санкт-Петербурге за возможность выноса одной сумки товара из магазина одежды охранникам предлагают до 5 тыс. рублей. В случае если охранник или сотрудник службы контроля отказывается, его начинают запугивать, угрожать расправой. В редких случаях угрозы переходят в реальное применение физической силы и нанесение тяж- ких телесных повреждений. А представьте, каково сотрудникам магазинов, в которых нет постоянной охраны, в которых работают молодые и хрупкие девушки? Каково им, когда в магазин приходят несколько круп- ных мужчин и угрозами заставляют персонал магазина не препятствовать совершению кражи? Недоработки в законодательстве Помимо массовой пропаганды шоплифтинга и распространения информации о способах заработка на магазинных кражах, еще и зако- нодательство становится все более мягким в этом направлении. С 2017 г. сумма ущерба, при причинении кото- рого наступает уголовная ответственность, составляет 2500 рублей. В случае с торговыми сетями это должна быть сумма закупочной стоимости товара. Все воры, которые еще не организовали ОПГ и промышляют кражами в малых масштабах, учи- тывают стоимость и берут только товар, стои- мость которого ниже 2500 рублей. Таким образом, все задержанные воры, пере- данные в правоохранительные органы, возвра- щаются в магазин в течение нескольких часов, с улыбкой и ехидными высказываниями в адрес персонала, так как максимальное наказание для них – административный протокол и штраф от 1 тыс. рублей. Я понимаю, что повышение суммы ущерба для привлечения к уголовной ответственности обусловлено объемом затрат на привлечение к ответственности и содержание преступников, но при этом возникает вопрос: почему не уве- личены суммы административных штрафов? Если бы все воры, к которым относятся и "шоп- лифтеры", знали о том, что в случае поимки они заплатят штраф не 1 тыс., а 50 тыс., 100 или 500 тыс. рублей, возможно, их осознание про- исходящего изменится в сторону соблюдения закона. По опыту, единственным действенным спосо- бом борьбы с подобного рода потерями являет- ся акцентирование внимания персонала мага- зина на подозрительных посетителях и приня- тие мер для предотвращения краж. Не нужно создавать ситуации, в которых вор сможет совершить кражу. Нужно создавать обстановку, в которой совершить кражу будет максимально сложно. Слаженная работа – ключ к решению проблемы В своей работе я всячески стараюсь научить сотрудников магазинов взаимодействию, выявлению подозрительных лиц и фактов воз- можного совершения краж посетителями. С этой целью мы создаем инструкции, регла- менты, обучающие видеоматериалы, шуточные электронные квесты, направленные на обучение сотрудников способам выявления и предотвра- щения краж, взаимодействию между сотрудни- ками магазинов. Отлаженное сотрудничество между продавца- ми, административным составом и службами контроля (ЧОП, собственная служба охраны, детективы и другие возможные сотрудники СБ) – один из наиболее эффективных инструментов предотвращения краж посетителями. Наиболее сложной проблемой в данном направлении стало устойчивое мнение персо- нала магазинов о том, что предотвращение кражи – задача охраны. Сломать стереотипы, донести суть того, что эффект возможен только при совместной рабо- те, что один охранник не может предупредить кражи в магазине без помощи всего персонала, что для предотвращения потерь нужна слажен- ная работа всего коллектива – главная задача руководителей подразделений безопасности ритейла. Главные шаги к снижению потерь Какие инструменты способны привести к дости- жению высоких показателей по снижению потерь? Минимизация возможностей внутреннего фрода 1. Создание в компании нормативной базы, инструкций и регламентов, в которых макси- мально подробно описаны все бизнес-процес- сы, влияющие на формирование потерь. Необходимо подробное описание процесса, проверка знаний этого процесса сотрудниками, систематический контроль за фактическим исполнением написанного – это гарантия мини- мизации потерь через халатность или умышлен- ное неисполнение установленных норм. 2. Организация постоянного контроля исполне- ния сотрудниками норм и правил, установлен- ных в компании. Формирование планов работы для подразделений с наибольшими потерями, в которых они на систематической основе будут отчитываться о проведенных мероприятиях по контролю исполнения требований. 3. Доведение до сотрудников информации о выявленных фактах мошенничества персонала с оглашением последствий для участников (воз- бужденные уголовные дела, реальные сроки заключения, возмещение причиненного ущер- ба). Организация ежемесячной информацион- ной рассылки для всех подразделений компа- нии, в которой поощряются сотрудники за дости- жения в области предотвращения потерь и сообщается информация о выявленных фактах мошенничества со стороны персонала компании. Минимизация возможностей краж посетителями 1. Создание в магазинах обстановки, в которой совершить кражу будет максимально сложно. Обучение персонала взаимодействию друг с другом, извещениям о подозрениях, даже если они необоснованны. Умение каждого сотрудни- ка действовать правильно в различных ситуа- циях. Организация процессов, позволяющих выявлять попытки краж или подготовку к краже на первых этапах (систематические выборочные проверки товара, проверка наличия защитных устройств на товаре, отсутствие подготовленно- го к краже товара и т.д.). 2. Формирование слаженного коллектива каж- дого магазина. Постоянное обучение сотрудни- ков. Каждый сотрудник должен знать, что он является частью коллектива и вносит вклад в предотвращение потерь. Проведение собра- ний с персоналом магазинов. Не просто объ- яснение регламентов и инструкций, а задание каждому сотруднику подготовить краткое пояснение по тому или иному документу. Их вовлечение в образовательный процесс, выступление в качестве рассказчиков, тогда они быстрее запомнят материал, и будут восприни- мать его более качественно. Поощрение отли- чившихся сотрудников (грамотами, денежными премиями, простой похвалой) и в то же время акцентирование внимания на работниках, допустивших нарушения в работе и халатность, приведшую к образованию потерь. Эти мероприятия как часть работы по пред- отвращению и минимизации ущерба в ритей- ле при постоянной реализации в магазинах позволяют в значительной степени сократить потери. n www.secuteck.ru декабрь 2018 – январь 2019 СПЕЦПРОЕКТ РИТЕЙЛ www.wel t.de Эффективным инструментом борьбы с потерями на кассе магазина является внедрение систематического контроля за соблюдением кассовой дисциплины Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw